Необходимо отметить, что эмигранты военные испытывали не только материальные трудности и лишения, но и моральные. Их угнетала несправедливая утрата всей прежней жизни, прежних личных порядков, потеря Родины и семей, горечь от того, что они добросовестно отстаивали интересы России на фронтах русско-японской и Первой мировой войн, а их просто выкинули из страны. Но они знали, что спасли свою жизнь и им не грозили репрессии, которые проводились в СССР против бывших офицеров, казаков и солдат, воевавших за белых. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что, несмотря на имевшиеся проблемы, социально-экономическая адаптация белоэмигрантов прошла достаточно успешно в Трехречье, зоне КВЖД, Харбине и Шанхае. По мнению автора это явилось результатом успешной реализации белоэмигрантами высокого профессионального и интеллектуального потенциала, имевшихся трудовых навыков1и ментальности дореволюционной России. Этот процесс адаптации там шел успешнее потому, что в Трехречье, зонеТСВЖД и Харбине проще было найти работу, жилье, имелась целая-сеть православных церквей. КВЖД и Харбин давали многим работу, жилье и возможность выжить. В Трехречье белоэмигранты селились компактно в нескольких десятках станиц и деревень, осваивали пустующие земли. В Шанхае белоэмигранты также сумели найти работу и жилье. Все это позволяло россиянам быстрее найти работу, сохранить веру, язык и обычаи. Но положение белоэмигрантов в Китае с точки зрения безопасности несколько отличалось от положения тех, кто перебрался в Европу. Оно было более опасным из-за постоянной угрозы вторжения Красной армии на север Китая и конфликтов, связанных с КВЖД и последовавшей затем ее передачей СССР. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в Китае была создана уникальная часть Русского Зарубежья, а Харбин и Шанхай стали их настоящими центрами в Азии. Отличительной особенностью этой эмиграции |
свои станицы в разных странах мира. Ситуация потребовала от них приспособления к новой социально-экономической, политической и этнокультурной реальности. Проведенное исследование позволяет утверждать, что, не смотря на имевшиеся проблемы, социальная адаптация эмигрировавшего казачества прошла достаточно успешно в принявших их государствах. Автор предполагает, что вышеизложенное явилось результатом успешной реализации казачеством имевшихся трудовых навыков и ментальности дореволюционной России. Лучше этот процесс шел в Болгарии, Югославии, Польше, Чехословакии и некоторых других странах, близких по вере и славянским корням. Также успешно проходил этот процесс в Харбине, зоне КВЖД, Трехречье и Синьцзяне. Там проще было найти работу, жилье, имелась целая сеть православных церквей. В Харбине и Трехречье процесс адаптации шел проще еще и потому, что они жили жизнью дореволюционной России. КВЖД давал многим работу и жилье. В Трехречье казаки селились компактно в нескольких десятках станиц и деревень. Это позволяло им быстрее адаптироваться, сохранить язык, веру и обычаи. Но положение казаков в Монголии и Китае с точки зрения безопасности несколько отличалось от положения тех, кто перебрался в Европу. Оно было более опасным из-за постоянной угрозы вторжения красных войск и конфликтов, связанных с КВЖД. К тому же в Европе болгарки, сербиянки, словачки, чешки, полячки и другие женщины охотно выходили замуж за казаков. Однако китайцы вне мест компактного проживания русских относились к этому неодобрительно и не разрешали китаянкам выходить замуж за русских. Из-за этого часть холостых казаков вынуждена была потом уехать в другие страны. Около 300 тыс. казаков эмигрировали за границу в 1920-1930-х годах и затем рассеялись по всему миру. Они жили обособленно, редко общались со своими родственниками в России. И только в последнее время наметился процесс их консолидации с российским казачеством. Прошедшие первые совместные контакты в последние годы показали, что у казаков России и Зарубежья есть желание и возможности восстановить утерянные связи. 273 близких по вере и славянским корням, а также в районах компактного поселения в Китае. Необходимо отметить, что эмиграция казачества в Китай и Монголию имела определенные отличия по сравнению с аналогичными процессами, происходившими в Европе. Это было связано с тем, что казаки шли не на пустое место. Наличие имевшихся компактных мест поселения русских в Харбине, в зоне КВЖД и Трехречье, живших по своим дореволюционным традициям, не могло не привлечь эмигрантов. В отличие от Западной Европы там проще было найти работу, жилье, имелась целая сеть православных церквей. Например, в Трехречье казаки сумели поселиться компактно в нескольких десятках станиц и деревень и устроить свою жизнь. Многим давала работу и жилье КВЖД. Все это позволяло казакам быстрее адаптироваться, сохранить язык, веру и обычаи. Приложив свой труд, интеллект, упорство и умение казаки способствовали определенному развитию этого уголка Азии. Кроме того, если из европейской части России во время сталинской коллективизации в 1920-1930-х годах лишь немногие могли уйти за границу, то из Сибири и Дальнего Востока убежали от коллективизации и репрессий в страны Азии десятки тысяч казаков. С точки зрения безопасности положение казаков в Монголии и Северном Китае несколько отличалось от положения тех, кто перебрался в Европу. Оно было более опасным из-за постоянной угрозы вторжения красных войск и конфликтов, связанных с СССР. К тому же в Европе болгарки, сербиянки, словачки, чешки, полячки и другие женщины охотно выходили замуж за казаков. Но китайцы вне зоны компактных русских поселений часто относились к этому неодобрительно и не разрешали китаянкам выходить замуж за русских. Из-за этого часть холостых мужчин вынуждены были позже уехать в другие страны. Пройдя сложнейший первый этап адаптации за границей, казакиэмигранты смогли более или менее устроиться, осели в разных странах. Все хотели отдохнуть, прийти в себя после многих лет мытарств за границей, борьбы и лишений первых лет эмигрантской жизни. Поступавшая информация о жизни 404 |