мнению исследователя Б. Л. Анучина, жизнь в Трехречье в те годы ничем не отличалась от жизни деревень Забайкалья царских времен. В течение 1920-1930 гг. в Трехречье существовало 21 русское поселение с населением около 23 тыс. русских. Трудолюбие, русских беженцев, наличие свободной рабочей силы, свобода предпринимательства сразу стали давать положительные результаты: хорошие урожаи, увеличение поголовья молочного и мясного скота, лошадей, домашней птицы. Был открыт целый ряд маслобоен, мельниц, кирпичных, кожевенных И' других заводов. Однако анализ показывает, что район Трехречья*не стал спокойным местом жизни' казаков-эмигрантов; Происходившие военные и политические события вносили свои существенные коррективы в жизнь трехреченцев. После 1922 г. в Трехречье' потянулись военнослужащие из.разбитых белых армий. В 1925-1926 гг. туда стали прибывать русские эмигранты, уволенные с КВЖД. По мнению исследователя А. Кайгородова, в 1945 г. в Трехречье было 25 тыс. человек. Центром казачьих поселков было село Драгоценка. Там находилось.Станичное правление, жил Станичный атаман, находился станичный Петро-Павловскийсобор44. В конце 1920-х начале 1930-х годов в Трехречье еще добирались остатки разгромленных частей атамана Семенова, Унгерна, Бакича, Калмыкова и других вожаков Белого движения. До предела взвинченные неудачами и беспрерывными боями, эти до зубов вооруженные люди вели себя буйно, часто затевали драки, беспробудно пьянствовали и даже грабили. Так в деревне Верх-Кули они разграбили воронцовские' маслодельные заводы. Часть из этих белоэмигрантов потом осела в Трехречье, а часть последовала дальше к Хайлару, вглубь Барги. Активизация антисоветской деятельности в конце 1920-х годов в Китае привела к созданию опорных баз белых военных формирований вдоль 44 Пеньковский Д. Д. Эмиграция казачества из европейской и азиатской частей России и ее последствия (1920-1945 гг.). М., 2009. С. 250-251. 37 |
Проводимые в 1920-1930 гг., репрессии против казачества и коллективизация сельского хозяйства вызвали их массовый уход из советского Забайкалья в Китай. Численность населения в Трехречье возросла в десятки раз. С 1920 по 1930 г. вокруг существовавших заимок и зимовок возникли деревни и села с русским населением, с казачьими традициями, обычаями и укладом жизни. По мнению исследователя Б. А. Анучина, жизнь в Трехречье в те годы ничем не отличалась от жизни деревень Забайкалья царских времен. В течение 1920-1930 гг. в Трехречье существовало 21 русское поселение с населением около 23 тыс. русских. Трудолюбие русских беженцев, наличие свободной рабочей силы, свобода предпринимательства сразу стали давать положительные результаты: хорошие урожаи, увеличение поголовья молочного и мясного скота, лошадей, домашней птицы. Был открыт целый ряд маслобоен, мельниц, кирпичных, кожевенных и других заводов1. Однако анализ показывает, что район Трехречья не стал спокойным местом жизни казаков-эмигрантов. Происходившие военные и политические события вносили свои существенные коррективы в жизнь трехреченцев. После 1922 г. в Трехречье потянулись казаки из разбитых белых армий. В 19251926 гг. туда стали прибывать русские эмигранты, уволенные с КВЖД. По мнению исследователя А. Кайгородова, в 1945 г. в Трехречье было 25 тыс. человек. Центром казачьих поселков было село Драгоценка. Там находилось Станич ное правление, жил Станичный атаман, находился станичный Петро-Павловский собор. В начале 30-х годов в Трехречье еще добирались остатки разгромленных частей атамана Семенова, Унгерна, Бакича, Калмыкова и других вожаков Белого движения. До предела взвинченные неудачами и беспрерывными боями, эти до зубов вооруженные люди вели себя буйно, часто затевали драки, беспробудно пьянствовали и даже грабили. Так, в деревне Верх-Кули они разграбили во1History of Russsians in Australia. V. I. Sydney, 2004. P. 61-62. 256 ронцовские маслодельные заводы. Часть из этих казаков потом осела в Трехречье, а часть последовала дальше к Хайлару, вглубь Барги. Активизация антисоветской деятельности в конце 1920-х годов в Китае привела к созданию опорных баз белых военных формирований вдоль советско-китайской границы, в том числе и в Трехречье. Из приграничных районов белые отряды совершали рейды вглубь СССР, нападали на советские деревни, постоянно вели обстрелы с китайской территории. Но далеко не все казаки Трехречья поддерживали идею борьбы с Советской властью. Об этом свидетельствует и высказывание председателя Казачьего союза в Шанхае Г. К. Болотова о том, что казачество мало верит, что частичное участие белых могло помочь делу: «Нас стараются со всех сторон втянуть в политику, но, будучи воинами и казаками, мы от таковой отказываемся»1. О существовании среди казаков Трехречья двух прямо противоположных мнений о необходимости борьбы против СССР знали и китайские власти. Когда руководители эмигрантских организаций Харбина попросили китайские власти помочь в создании вооруженных отрядов в Трехречье, администрация отказалась, так как китайские власти опасались повторения карательных акций Красной армии в этом регионе, как это уже было несколько раз2. В 1929 г. произошел советско-китайский конфликт, и мирная жизнь трехреченцев была нарушена. Пограничные войска Дальневосточной Красной армии, захватив Трехречье, жестоко расправились с белоэмигрантами. Были разгромлены казачьи поселки, расстреляны десятки людей, хозяйства разграблены, скот угнан в СССР. Понадобилось несколько лет, чтобы восстановить разрушенное хозяйство района. В 1931 г. Маньчжурию захватили японцы. При них в первое время жизнь в Трехречье мало изменилась. Японские оккупанты закупали у трехреченцев зерно, скот и сырье по хорошей цене. С годами жизнь под властью японцев 1Аблова Н. Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории (первая половина XX в.). М., 2004. С. 225. 2Там же. С. 224-225. 257 |