России. Этому способствовала политика большевиков по отношению к офицерству, дворянству, казачеству, купечеству, духовенству которая становилось все более жесткой. Осуществляя политику ликвидации социально неугодных слоев, большевики стали применять ряд мер в виде массовых репрессий и государственного террора против несогласных с Советской властью. Из России массовая эмиграция белых войск в ■Китай проходила в разных местах, в разное время на завершающем этапе Гражданской войны и после нее. Во время первой волны эмиграции в начале 1920 г., состоялся трагический переход белых войск, состоящий в основном из уральских, оренбургских и семиреченских казаков в Северо-Западный Китай. Вторая крупная волна эмиграции белых войск в Китай происходила из Западнойи Восточной Сибирив Северо-Восточный Китай: Третья волна эмиграции проходила из Дальнего Востока сухопутным и морским путем на юг этого государства. Эмиграция белых войск в Китай имела определенные отличия по сравнению с аналогичными процессами, происходившими в Европе. Эго было связано с тем, что белоэмигранты шли не на пустое место. Наличие компактных мест поселения русских в Харбине, зоне КВЖД, Шанхае, Трехречье, Синьцзяне, живших по своим дореволюционным традициям, привлекало эмигрантов. Здесь соблюдались традиции и обычаи; отмечались православные праздники, молодежь воспитывалась в духе традиций дореволюционной России, антисоветизма, антибольшевизма, что приводило белоэмигрантов к желанию бороться за потерянную родину с оружием в руках. 46 |
большевики проводили агрессивную политику в деревне, насаждая коммуны и Советскую власть, в то время как у белых не было выработано единой, четкой идеологии по работе в деревне и в станице. Серьезной проблемой для консолидации казаков был их сепаратизм и стремление к широкой автономности, что также вносило раскол в Белое движение. В конечном итоге эта война вылилась в острейший социальнополитический и военный конфликт. Она затронула все сферы жизни казаков. Гражданская война прошла лавиной через жизнь многих сотен тысяч казаков. В результате значительная часть казачества осталась верна идее борьбы с красными, проявила преданность долгу, верность данной царю присяге, вступила в войну и под напором красных войск начала вместе с белыми войсками отходить к границам России. Этому способствовала политика большевиков по отношению к казачеству, которая становилось все более жесткой. Осуществляя политику ликвидации казачества как социального слоя, большевики стали применять ряд мер в виде массовых репрессий и государственного террора против казаков. ЦК РКП(б), Советским правительством и ВЦИКом был принят ряд жестких документов, направленных на ущемление и искоренение казачества. Были реализованы меры по уничтожению его экономической базы. Сопротивлявшиеся казаки арестовывались или выселялись из привычных мест проживания. Эти репрессии и итоги Гражданской войны стали основными причинами эмиграции почти 2 млн. человек из России. Из страны эмигрировали в составе белых войск сотни тысяч казаков и членов их семей. Первая небольшая группа казаков, постоянно проживавших в Финляндии, Польше, Прибалтике вынужденно превратилась в эмигрантов после отделения этих стран от России. Туда же вошли казаки в Китае и Монголии, которые занимались своим бизнесом в этих странах еще до революции. Из России массовая эмиграция казаков проходила в составе белых войск в разных местах, в разное время на завершающем этапе Гражданской войны. 269 Осенью 1920 г. состоялась эвакуация казаков из черноморских портов в Турцию, Болгарию, Сербию, а также сухопутным путем в Польшу и ряд других стран Европы. Анализ показывает, что по сравнению с эмиграцией с северозапада России, при эвакуации из черноморских портов казаков было достаточно много. Это было связано с тем, что Гражданская война прокатилась по самым густонаселенным казачьим регионам Дона, Кубани, Волги и Терека, где проживало к 1914 г. около 2 млн. казаков. Одних только донских казаков и казачек эмигрировало за границу до 100 тыс. человек и примерно столько же было казаков с Кубани, Терека и Волги. До этого, в начале 1920 г., состоялся трагический переход уральских и оренбургских казаков в составе белых войск в Персию и Китай. Вторая крупная волна эмиграции казачества в составе белых войск происходила из Восточной Сибири и Дальнего Востока. По данным современных исследователей в Китай, Монголию и Персию эмигрировали всего около 0,5 млн. человек. Из них около 50 тыс. казаков и членов их семей выехали за пределы России в 1920-193 0-х годах. Проведенный анализ показывает, что всего примерно 250 тыс. казаков с членами своих семей эмигрировали в годы Гражданской войны и около 50 тыс. ушли за границу в ходе репрессий в 1920—1930-х годов. Эмиграция казачества в Европу шла через Константинополь и далее в Болгарию, Сербию, Чехию, Францию, Бельгию, Германию, Польшу, США, Канаду, Австралию, в страны Латинской Америки и Африки. Эмиграция казачества в Китай и Монголию имела определенные отличия по сравнению с аналогичными процессами, происходившими в Европе. Это было связано с тем, что казаки шли не на пустое место. Наличие компактных мест поселения русских в Харбине, зоне КВЖД, Трехречьи, Синьцзяне, живших по своим дореволюционным традициям, привлекало эмигрантов. Здесь соблюдались традиции и обычаи, отмечались православные праздники, молодежь воспитывалась в духе казачьих традиций, антисоветизма, антибольшевизма, что 270 близких по вере и славянским корням, а также в районах компактного поселения в Китае. Необходимо отметить, что эмиграция казачества в Китай и Монголию имела определенные отличия по сравнению с аналогичными процессами, происходившими в Европе. Это было связано с тем, что казаки шли не на пустое место. Наличие имевшихся компактных мест поселения русских в Харбине, в зоне КВЖД и Трехречье, живших по своим дореволюционным традициям, не могло не привлечь эмигрантов. В отличие от Западной Европы там проще было найти работу, жилье, имелась целая сеть православных церквей. Например, в Трехречье казаки сумели поселиться компактно в нескольких десятках станиц и деревень и устроить свою жизнь. Многим давала работу и жилье КВЖД. Все это позволяло казакам быстрее адаптироваться, сохранить язык, веру и обычаи. Приложив свой труд, интеллект, упорство и умение казаки способствовали определенному развитию этого уголка Азии. Кроме того, если из европейской части России во время сталинской коллективизации в 1920-1930-х годах лишь немногие могли уйти за границу, то из Сибири и Дальнего Востока убежали от коллективизации и репрессий в страны Азии десятки тысяч казаков. С точки зрения безопасности положение казаков в Монголии и Северном Китае несколько отличалось от положения тех, кто перебрался в Европу. Оно было более опасным из-за постоянной угрозы вторжения красных войск и конфликтов, связанных с СССР. К тому же в Европе болгарки, сербиянки, словачки, чешки, полячки и другие женщины охотно выходили замуж за казаков. Но китайцы вне зоны компактных русских поселений часто относились к этому неодобрительно и не разрешали китаянкам выходить замуж за русских. Из-за этого часть холостых мужчин вынуждены были позже уехать в другие страны. Пройдя сложнейший первый этап адаптации за границей, казакиэмигранты смогли более или менее устроиться, осели в разных странах. Все хотели отдохнуть, прийти в себя после многих лет мытарств за границей, борьбы и лишений первых лет эмигрантской жизни. Поступавшая информация о жизни 404 |