убранством заметно выделялись русские православные церкви, которые строились из камня и дерева, причем с самого основания города и до середины 1940 годов. Церковь длябелоэмигрантов в Маньчжуриистала центром духовного притяжения. Подтверждением этому может служить размах храмостроительства как в Харбине, так и во всей Маньжурии: 21 храм в Харбине,.19 — на Восточной1линии^ 13 — на.Западной, 7 — на Южной, 1 — в Гирине и 1 — в Мукдене. Часть из этих церквей была построена казаками?6... * Эти церкви часто были первым местом, где белоэмигрантам через других . прихожаш оказывалась: помощь, в нахождении жилья и трудоустройстве. Для^ решения* острых социально-экономических проблем белоэмигрантов был созданфяд общественных организаций; В-общественной и. благотворительной работе с этой категорией, кроме казачьих союзов и объединений, участвовали Беженский комитет, Общество инвалидов'и Бюро, по делам; российских эмигрантов и* другие. Из всех центров Русского Зарубежьяв Азии самая 4разветвленная ■и-эффективная система по ■оказаниюпомощи, белоэмигрантам была: организована* в Харбине.; Самое большое количество эмигрантских союзов и объединений было создано там . Как уже отмечалось, по последним^данным российских исследователей Китай принял около 500 тысяч белоэмиграшхжиз России.Город Харбин стал одним: из основных центров русской эмиграции,* где население русских выросло с 60 •тысяч-человек в 1918 г. до 165 тысяч человек в 1923 г. Управление КВЖД выделило места для поселения белоэмигрантов: в Нахаловке иОстроумово, в Пяньляньцзы, Чжэнъяньхэ района Даоли и постаралось обеспечить многих работой68’. 66History of Russsians in Australia. V. 1. Sydney, 2004. P. 58. 67Ли Сингэн .Э го цяо минь цзай чжун го (1917 -1945) (на китайском языке) (Русские эмигранты в Китае). Пекин. 1997. С. 57. 68 Россия и Азиатско-Тихоокеанский Регион. 2011, №1. С. 81-82. 57 |
Немаловажной составной частью облика Харбина были церкви, принадлежавшие разным конфессиям. Среди них как количеством, так и убранством заметно выделялись русские православные церкви, которые строились из камня и дерева, причем с самого основания города и до середины 1940 годов. Церковь для белоэмигрантов в Маньчжурии стала центром духовного притяжения. Подтверждением этому может служить размах храмостроительства как в Харбине, так и во всей Маньжурии: 21 храм в Харбине, 19 — на Восточной линии, 13 — на Западной, 7 — на Южной, 1 — в Гирине и 1 — в Мукдене. Часть из этих церквей была построена казаками . Для решения острых социально-экономических проблем белоэмигрантов был создан ряд общественных организаций. В общественной и благотворительной работе с этой категорией, кроме казачьих союзов и объединений, участвовали Беженский комитет, Общество инвалидов и Бюро по делам российских эмигрантов и другие. Из всех центров Русского Зарубежья самая разветвленная и эффективная система по оказанию помощи белоэмигрантам была организована в Харбине. Самое большое количество казачьих союзов и объединений было создано там же. Деятельность русских в Харбине ярко проявилась в деле народного образования. К середине 20-х годов прошлого столетия белоэмигранты открыли для своих нужд различные школы, училища, курсы и вузы. Дети белоэмигрантов, в том числе и казаков, имели реальную возможность получить хорошее образование. В 1936 г., до проведенной японцами учебной реформы, в Харбине насчитывалось более 20 частных русских учебных заведений. Среди них: гимназия имени Ф.М. Достоевского, Первое реальное училище, гимназия И. Я. Дризуля, Пушкинская гимназия, гимназия Христианского союза молодых людей (ХСМЛ), Коммерческие училища, Лицей Святого Николая. В программу, кроме 1History of Russsians in Australia. V. 1. Sydney, 2004. P. 58. 249 |