Результаты исследования позволяют сделать вывод, что Харбин действительно стал настоящим центром Русского Зарубежья в Азии. С ним тесно были связаны эмигрантские центры Шанхая, Синьцзяна, Мукдена, Пекина, Трехречья, Дайрена,. Чань-Чуня, Цицинара, Хайсара и других городов. Харбинцы также поддерживали тесную связь со своими земляками • ’ * 9 . в Европе, Монголии, США, Канаде, Австралии и Латинской Америке.. Анализ показывает, что наличие русских поселений в зоне КВЖД, станиц,, деревень, заимок, пустующих земель в Харбине, Трехречье и Синьцзяне помогло быстрее адаптироваться белоэмигрантам по сравнению со своими коллегами, попавшими в Западную Европу. Фактически-сразу белоэмигранты включились в. социально-экономическую и политическую жизнь. Наличие . рабочихмест, пустующие земельные угодьядавали белоэмигрантам, попавшим1в этот район, возможность, прокормить, себя и свои' семьи. Они построили дома, церкви, открыли различные заводы, кузницы, мельницы, маслобойни и школы. Имелись отличия в решении острых социально-экономических, проблем:у белоэмигрантов в Харбине! по сравнению;* с, городами Западной' Европы.. КВЖД. давала работу,, жилье, возможность устроить.свои семьи. Вдоль этой дороги на пустующих землях и бывших ранее пастбищах успешно развивалось сельское хозяйство; В; Харбине и Трехречье белоэмигранты жило по укладу дореволюционной России. Другой отличительной чертой. Русского Зарубежья в Маньчжурии являлось «двухслойность» его происхождения.. Эмиграционная колония там образовалась на основе российского дореволюционного' населения; в, том числе и казаков, имевших свой бизнес в этом регионе еще до революции,, и прибывших во время Гражданской войны белоэмигрантов. . Харбин стал оазисом русской жизни на китайской земле. Вдоль КВЖД, в Харбине и Трехречье сложились своеобразные очаги национальной культуры и предпринимательства русских. Это облегчало процесс вживания белоэмигрантов в иное, для них общество, делали его |
разложить и раздробить эмиграцию. И мы видим и чувствуем и на своем Дальнем Востоке всю коммунистическую работу в этом направлении. И нам остается только изыскивать и находить всяческие пути и способы отразить удары красных вредителей и еще теснее сплотить свои ряды. На родине казачеству особенно тяжко. Казачество там особенно обессилено. На войсковых лини ях, — и перебито, и выморено голодом, и разослано во всякие каторжные отряды и лагеря и там — новые бесконечные смерти. Поэтому ставится задача: усилить казачество и казачьим духом и казачьим числом. Утешительно то, что казаки на Дальнем Востоке издают свои печатные органы. Однодневные, праздничные газеты, а теперь и сборники общевойсковые — казачий — «Россия и Казачество» — Восточного Союза — издаются. И уже два радиовыступления Восточного Казачьего Союза. Слышится Харбинское радио по всему маньчжудиговскому, японскому, китайскому, казачьему и русскому разъяснению. Слушают же здесь Хабаровские и всякие другие советские своехвалебные речи. Почему же не слышать бы и там наших русских общественных, военных и казачьих речей (радио передается не только казакам)»1. В целом Харбин стал настоящим центром Русского Зарубежья в Азии. С ним тесно были связаны эмигрантские центры Шанхая, Мукдена, Пекина, Трехречья, Дайрена, Чань-Чуня, Цицинара, Хайсара и других. Харбинцы также поддерживали тесную связь со своими коллегами в Европе, Монголии, США, Канаде, Австралии и Латинской Америке. В Харбине и Маньчжурии также была создана крупная база антисоветской деятельности на Дальнем Востоке, чему способствовала работа многочисленных казачьих и эмигрантских союзов и объединений, которые ставили своей основной задачей борьбу с большевиками. В первые годы пребывания казаков в Харбине их жизнь была сложной изза нехватки работы и жилья. Поэтому значительная часть казаков перебралась в Америку. Только в 1924 г. из Харбина в Америку убыло 10 тыс. человек. 1Казаки за границей, Соф1я, 1935. Марть 1934-марть 1935. С. 90-91. 251 Харбин стал настоящим центром эмиграции для многих белоэмигрантов, в том числе забайкальских, уссурийских, амурских, енисейских, иркутских, оренбургских, уральских и других казаков. Он сыграл огромную роль в судьбе многих тысяч людей. Известный исследователь Г. В. Мелихов отмечал отличительную особенность Харбина, как крупнейшего в Российском Зарубежье центра белой российской эмиграции, с устоявшимся русским национальным бытом, многочисленными учреждениями культуры и образования1. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что Харбин действительно стал настоящим центром Русского Зарубежья в Азии. С ним тесно были связаны эмигрантские центры Шанхая, Синьцзяна, Мукдена, Пекина, Трехречья, Дайрена, Чань-Чуня, Цицинара, Хайсара и других городов. Харбинцы также поддерживали тесную связь со своими земляками в Европе, Монголии, США, Канаде, Австралии и Латинской Америке. Анализ показывает, что наличие русских поселений в зоне КВЖД, станиц, деревень, заимок, пустующих земель в Харбине, Трехречье и Синьцзяне внесло серьезное различие в адаптации казачества по сравнению с казаками, попавшими в Западную Европу. Фактически сразу белоэмигранты, в том числе и большое количество казаков, включились в социально-экономическую и политическую жизнь. Наличие рабочих мест, пустующие земельные угодья давали казакам, попавшим в этот район, возможность прокормить себя и свои семьи. Они построили дома, церкви, открыли различные заводы, кузницы, мельницы, маслобойни и школы. Имелись отличия в решении острых социальноэкономических проблем у белоэмигрантов в Харбине, по сравнению с городами Западной Европы. КВЖД давала работу, жилье, возможность устроить свои семьи. Вдоль этой дороги на пустующих землях и бывших ранее пастбищах 1Мелихов Г. В. Международная научная конференция «Годы, Люди, Судьбы. История российской эмиграции в Китае». К 100-летию Харбина и КВЖД // Проблемы Дальнего Востока. 1998, №4. С. 124. 265 успешно развивалось сельское хозяйство. В Харбине и Трехречье казачество жило по укладу дореволюционной России. Все эти обстоятельства способствовали тому, что многие казаки Забайкалья, Приамурья и Приморья после своей эмиграции в эти регионы в начале 20-х годов прошлого столетия, втайне от красноармейцев и чекистов, стали сухопутным путем или на лодках по рекам Аргунь и Амур перевозить свои семьи и личные вещи. Именно по этим причинам из Забайкалья, Приамурья и Приморья казаков с семьями эмигрировало больше. Намного сложнее было тем казакам, которые попали в другие районы Китая, где не было таких условий. Приведенные примеры и факты позволяют утверждать, что, пройдя первый, самый сложный период пребывания за границей, казаки затем успешно адаптировались в Китае. Особенно успешно проходила эта адаптация в Харбине, зоне КВЖД, Шанхае, Трехречье и Синьцзяне. Город Харбин стал основным центром для эмигрировавшего белого казачества. Другой отличительной чертой Русского Зарубежья в Маньчжурии являлось «двухслойность» его происхождения. Эмиграционная колония там образовалась на основе российского дореволюционного населения, в том числе и казаков, имевших свой бизнес в этом регионе еще до революции, и прибывших во время Гражданской войны белоэмигрантов. Харбин стал оазисом русской жизни на китайской земле. Вдоль КВЖД, в Харбине и Трехречье сложились своеобразные очаги национальной культуры и предпринимательства русских. Это облегчало процесс вживания белоэмигрантов в иное для них общество, делали его менее болезненным и не столь трудным, как в Европе, где подобных условий не было. В составе белых войск, эмигрировавших в Китай, Монголию и страны Азиатско-Тихоокеанского Региона были члены военных формирований Г. М. Семенова, И. М. Калмыкова, Р. Ф. Унгерна, В. О. Каппеля, А. И. Дутова, А. С. Бакича, Ф. Л. Глебова и других, что делало группу эмигрантов266 |