Проверяемый текст
Багдамян, Олег Валерьевич; Ядерная проблема на Корейском полуострове (Диссертация 2004)
[стр. 149]

этот раунд, вследствие жестких подходов Пхеньяна и Вашингтона, не привел к «прорыву» в урегулировании ядерной проблемы.
После окончания раунда северокорейская сторона даже заявила, что считает продолжение переговоров «никчемным занятием».
Из Пхеньяна зазвучали
даже угрозы форсировать «укрепление потенциала ядерного сдерживания», «публично продемонстрировать» имеющийся потенциал1.
Американцы, в свою очередь, предприняли устрашающие шаги.

Во главе коалиции 11 стран они осуществили вблизи австралийских берегов учения по перехвату кораблей, которые могли бы перевозить из Северной Кореи ракетный груз.
Одновременно из Вашингтона
несколько раз звучал тезис о том, что США не собираются смягчать свои требования к КНДР: или северокорейцы примут условия, или им придется «пожинать плоды своей авантюрной политики»2.
Вместе с тем становилось все более очевидным, что, несмотря на внешнюю воинственность, обе стороны
—и Пхеньян, и Вашингтон осознавали необходимость поиска и достижения
компромисса.
На военном параде в Пхеньяне по случаю 55-летия КНДР северяне так и не продемонстрировали разрекламированную западными СМИ новую ракету, якобы способную поражать цели на всей территории США.
(Похоже, ее —или соответствующий муляж —даже подвезли к городу, предоставив американским спутникам массу возможностей пофотографировать,
по Ким Чен Ир демонстративно отказался вывозить ее на парад)3.
КНДР, к тому же, дала понять российским дипломатам, что будет готова к дальнейшим переговорам, если получит надежду услышать
определенные встречные предложения в ответ на поэтапный план урегулирования, представленный ею на первом раунде в конце августа: сворачивание своей ядерной программы в обмен на гарантии безо4 пасности и альтернативный план развития северокорейской энергетики .
Администрация Дж.
Буша, явно не заинтересованная в новом международном конфликте накануне президентских выборов, также смягчила категоричность высказываний в адрес Северной Кореи.
Президент США изменил свое прежнее
1Нодоп Симунг.
2003.
12, 18, 23 сснт.
2 Far Eastern Economic Review.
2 0 0 3 .October 2 1 .P.
23-24.
3 Forum, 2 0 0 3 .-№ 1 1 -1 2 ,P.
6.
4 Там же.
P.
7.
149
[стр. 75]

сторона даже заявила, что считает продолжение переговоров «никчемным занятием».
Из Пхеньяна зазвучали
и угрозы форсировать «укрепление потенциала ядерного сдерживания», «публично продемонстрировать» имеющийся потенциал.1 Американцы в свою очередь предприняли устрашающие шаги.
Во главе коалиции 11 стран они осуществили вблизи австралийских берегов учения по перехвату кораблей, которые могли бы перевозить из Северной Кореи ракетный груз.
Одновременно из Вашингтона
раз за разом звучал тезис о том, что США не собираются смягчать свои требования к КНДР: или северокорейцы примут условия или им придется «пожинать плоды своей авантюристской политики».2 Вместе с тем становилось все более очевидным, что, несмотря на внешнюю воинственность, обе стороны, и Пхеньян, и Вашингтон, осознавали необходимость поиска и достижения в конечном счете компромисса.
На военном параде в Пхеньяне по случаю 55-летия КНДР северяне так и не продемонстрировали разрекламированную западным СМИ новую ракету, якобы способную поражать цели на всей территории США.
(Похоже ее или соответствующий муляж даже подвезли к городу, предоставив американским спутникам массу возможностей пофотографировать,
но Ким Чен Ир демонстративно отказался вывозить ее на парад).3КНДР к тому же дала понять российским дипломатам, что будет готова к дальнейшим переговорам, если получит надежду услышать какие то встречные предложения в ответ на поэтапный план урегулирования, представленный ею на первом раунде в конце августа: сворачивание своей ядерной программы в обмен на гарантии безопасности и альтернативный план развития северокорейской энергетики.4 1Нодон Сикмун.
12,18,23 сентября 2003.
1Far Eastern Economic Review, October 21, 2003, pp.
23 24.
J Forum, M s 11-12, 2003, p.6.
4Forum,Jfe№ il-12,2003,p.7.


[стр.,76]

Администрация Дж.
Буша, явно незаинтересованная в новом международном конфликте накануне президентских выборов, также смягчила категоричность высказываний в адрес Северной Кореи.
Президент США изменил свое прежнее
решение о прекращении финансирования КЕДО.
Он даже признал возможность предоставления КНДР гарантий безопасности, если только их форма не будет договором о ненападении.1 Как отмечал глава российской делегации на шестисторонних переговорах, заместитель министра иностранных дел России А.
Лосюков, по ряду вопросов Вашингтон проявил в ходе первого раунда очевидную гибкость.2 Американцы, видимо, стали больше понимать психологию своих оппонентов, не «становиться в позу» по поводу любого их выпада.
Возможно, они наконец разгадали особенности северокорейского мировоззрения и тактики и перестали объявлять их «безумными».
Ведь на деле действия северокорейцев часто вполне укладываются в рекомендации древних китайских стратегемм, посвященных борьбе с более сильным противником: «извлечь нечто из ничего» (блефовать, мистифицировать противника), «делать безумные жесты не теряя равновесия», «осадить Вей, чтобы спасти Чжао» (не принимать бой там, где враг сильнее, нащупать его слабые точки), «обмануть императора, чтобы он переплыл море» (добиться потери бдительности противником и заманить его в ловушку), «превратить роль гостя в роль хозяина».
Последнее попытка перехвата инициативы особенно явно проявилось на переговорах в Пекине, но было бы наивно считать, что КНДР всерьез готова хлопнуть дверью.
Из этой же серии заявления КНДР о «недопустимости участия Японии» в переговорах по ядерной проблеме.
Если переговоры вообще не нужны, зачем говорить об их участниках? Ловкий дипломатический ход 1Mark Magnier and Barbara Demick, “U.S.
Election May Be Distraction To North Korea In Nuclear Taiks”, Los Angeles Times, June 23,2004.
2Коммерсант.
14 октября 2003, C.5.


[стр.,121]

Казалось бы, тупик в ситуации преодолен не был.
Однако все три участника пекинских переговоров выразили твердое намерение добиваться мирного решения вопроса и, в конечном итоге, согласились перейти на шестисторонний формат переговоров.
Их первый раунд с участием КНДР, США, КНР, России, РК и Японии состоялся 27 29 августа 2003 г.
в Пекине.
Раунд не привел к «прорыву».
Северокорейская сторона даже заявила, что считает продолжение переговоров «никчемным занятием».
Из Пхеньяна зазвучали
угрозы форсировать «укрепление потенциала ядерного сдерживания», «публично продемонстрировать» имеющийся потенциал.
Американцы в свою очередь предприняли устрашающие шаги.

Вместе с тем становилось все более очевидным, что, несмотря на внешнюю воинственность, обе стороны
осознавали необходимость поиска и достижения в конечном счете компромисса.
Президент США изменил прежнее решение о прекращении финансирования КЕДО, и даже признал возможность предоставления КНДР гарантий безопасности.
Об интересе Пхеньяна к продолжению переговоров свидетельствовали его настоятельные усилия по сближению с Сеулом.
11.
На наш взгляд, имеются возможности сближения позиций участников урегулирования.
Северная Корея.
В российских академических кругах осудили выход КНДР из режима нераспространения и другие провокационные шаги Пхеньяна в ядерной области.
Одновременно эксперты возложили вину за обострение ситуации на Вашингтон.
Большинство специалистов рекомендует продолжать линию на развитие связей с Севером, на поддержание сбалансированных отношений с КНДР и РК.
Это должно способствовать смягчению северокорейской позиции в ядерном вопросе.
Южная Корея.
С приходом к власти президента Ким Дэ Чжуна в 1988 г.
в России стали одобрять линию Сеула в межкорейских отношениях.

[Back]