Проверяемый текст
Багдамян, Олег Валерьевич; Ядерная проблема на Корейском полуострове (Диссертация 2004)
[стр. 19]

ские диссертации.
Новым качественным этапом в развитии ядерной программы КНДР стал 1959 год.
В сентябре этого года было подписано соглашение о советской помощи Пхеньяну в учреждении собственного ядерного исследовательского центра.
В докладе ЦК ТПК на IV съезде партии в сентябре 1961 г.

Ким Ир Сен поставил перед учеными и специалистами задачу «проведения исследований по мирному использованию ядерной энергии, широкому использованию радиоактивных изотопов и производству различных изотопов и измерительных устройств»1.
К концу 1950-х гг.
с помощью СССР была развернута более широкая работа по созданию научно-экспериментальной инфраструктуры, подготовки корейских специалистов в ядерных центрах Советского Союза и строительству производственных мощностей атомной промышленности КНДР.
Вся эта работа, как не раз подчеркивали в Кремле, носила мирную направленность, ибо в Москве сознавали ответственность за распространение ядерного оружия.
Руководство страны во главе с Н.С.
Хрущевым придерживалось рамок Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
На основе соглашения 1959 г.
был заключен ряд контрактов, касающихся взаимного сотрудничества по проведению геологических изысканий, строительству в КНДР ядерного центра (под кодовым названием «Мебельная фабрика») .
В результате совместных геологических изысканий было выбрано место под строительство ядерного исследовательского центра в 92 км от г.
Пхеньяна и 8 км от райцентра г.
Йонбен.
В
последующие годы были построены следующие объекты: ядерный исследовательский реактор ИРТ 2000, радиохимическая лаборатория, кобальтовая установка К-60000 и бетатрон Б-25.
Исходная мощность ИРТ-2000 составляла 2 мВт, впоследствии северокорейские специалисты увеличили ее до 7 мВт.
В 1965 г.
был запущен первый атомный реактор, который дал возможность изучать физические и химические процессы, происходящие под действием ионизирующего излучения, изучать действие радиации на твердые вещества и т.д.
1Документа IV съезда'ГПК.
Пхеньян, 1961.С .
46-47.
2 Доклад о работе группы Советских специалистов в КНДР по контракту № 9559/5 / Госкомитет по атомном энергии (ГКЛЭ), Совмин СССР.
М., 1956.
С.
2-4.
19
[стр. 21]

Глава 1.
Эволюция ядерной программы КНДР 1.1.
Советско-северокорейское сотрудничество в области мирного атома Корейская война 1950 53 гг.
стала первым непосредственным военно-политическим столкновением между основными победителями во Второй мировой войне.
Ее участники понесли громадные материальные, моральные и иные потери.
В геостратегическом плане эта война стала главной предпосылкой военной нуклеизации Корейского полуострова.' Вскоре после достижения перемирия в обеих частях страны началось форсированное развитие ядерной энергетики.
Корейский полуостров стал ареной политической, экономической и идеологической борьбы между двумя сверхдержавами СССР и США.
Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области атомной энергии, подписанное в 1959 г.
между Советским Союзом и Корейской Народной Демократической Республикой, положило начало двухсторонней программе развития атомной энергетики КНДР.
На основе этого соглашения был заключен ряд контрактов (так называемая “серия 9559”), касающихся взаимного сотрудничества по проведению геологических изысканий, строительства ядерного исследовательского центра (под кодовым названием «Мебельная фабрика»), и обучения корейских специалистов.2 В результате совместных геологических изысканий было выбрано место под строительство ядерного исследовательского центра в 92 км.
от г.
Пхеньян и 8 км.
от райцентра г.
Йонбен.
В
центре были построены: ' The North Korean Nuclear Program.
Security, Strategy, and new Perspectives from Russia.
James Clay Moltz and Alexandre Y.
Mansourov, Editors.
NY: Routledge, 2000, p.
И 12.
1Доклад о работе группы Советских специалистов в КНДР по контракт)’№ 9559/5.
Госкомитет по атомной энергии (ГКАЭ), Совмин СССР.
Москва.
1965.
С.
2 4.


[стр.,22]

ядерный исследовательский реактор ИРТ-2000, радиохимическая лаборатория, кобальтовая установка К-60.000 и бетатрон Б-25.
Первоначально мощность ИРТ-2000 составляла 2 мВт (в последствии северокорейские специалисты увеличили ее до 7 мВт).
Запуск реактора в 1965 г.
дал возможность изучать физические и химические процессы, происходящие под действием ионизирующего излучения, изучать действие радиации на твердые вещества
(включая полупроводники).
Первоначально стоимость научно-исследовательского центра в Йонбене составляла около 500 миллионов долларов (в ценах 1962 г.).
В течение всего периода сотрудничества более чем 300 северокорейских специалистов прошли обучение в советских высших учебных заведениях, таких как МИФИ, МВТУ, МЭИ.
Некоторые из них работали в ядерных исследовательских центрах Дубны и Обнинска.1 В 1965 г., после завершения большей части строительных работ в научно-исследовательском центре в Йонбене, советские специалисты покинули КНДР.
Но сотрудничество продолжилось в виде консультаций по эксплуатации бетатрона и кобальтовых установок, а также в виде поставок ядерного топлива для реактора.
Поставки топлива в КНДР проводились советской организацией «Техснабэкспорт» в виде ИРТ совместимых топливных сборок.
В те годы СССР также передавал ядерное топливо для критической секции реактора, построенной независимо северокорейской стороной.
Особым условием на каждую партию ядерного топлива являлись гарантии, что КНДР не будет использовать это топливо для целей и задач, нарушающих положения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
За период 1986 1990 гг.
было поставлено сорок ИРТ-20 совместимых топливных сборок.
Их общая стоимость составила 80 миллионов рублей.
1Там же.
С.
6.


[стр.,28]

ной работы в 1956 г.
С того времени в работе ОИЯИ приняли участие около 250 северокорейских ученых и специалистов.
Они проявили больший интерес к экспериментальной части исследовательской работы.
Около 80 процентов представителей КНДР работали в этой сфере, в основном в лабораториях «Ядерных Проблем», «Ядерных Реакций» и «Физики Нейтронов»; в то же время около 20 процентов северокорейских ученых трудились в институтах, занимающихся теоретическими задачами.
Несколько северокорейских научных центров институт ядерной физики, институт атомной энергии и политехнический институт им.
Ким Чака участвовали в совместных проектах с ОИЯИ по ряду проблем, включая изучение фундаментальных свойств нейтрино (особенно процессы распада), свойств конденсированных сред, разработку оборудования для физических исследований и автоматизация механизмов получения и обработки экспериментальных данных.
Более десяти процентов северокорейских специалистов, работавших в ОИЯИ, защитили там кандидатские диссертации, двое из них докторские.
В сентябре 1959 г.
СССР и КНДР подписали соглашение о советской помощи Пхеньяну в учреждении ядерного исследовательского центра и развитии сотрудничества по мирному использованию ядерной энергии.
В свете директив Ким Ир Сена, касающихся ядерных исследований, которые были обрисованы в докладе ЦК ТПК на IV съезде партии в сентябре 1961 г., перед учеными и специалистами была поставлена задача «проведения исследований по мирному использованию ядерной энергии, широкому использованию радиоактивных изотопов и производству различных изотопов и измерительных устройств».1 Тем не менее, по мнению советских специалистов, которые изучали состояние науки и образования в КНДР, первый этап исследований в этой области был плохо организован и проведен недостаточно быстро.
Только к 1 Документы IV съезда ТПК.
Пхеньян.
196!.
С.
46 47,

[Back]