Проверяемый текст
Багдамян, Олег Валерьевич; Ядерная проблема на Корейском полуострове (Диссертация 2004)
[стр. 30]

секретности ее атомных программ для исследователей еще много лет будут недоступны.
Вместе с тем отрывочные данные из японской, южнокорейской и западной печати, некоторая информация секретных служб, в том числе ЦРУ и КГБ, позволяют пролить свет на эту проблему.
Конечно, надо иметь в виду, что вокруг этой сложной и закрытой темы много слухов, домыслов, непроверенных фактов.
Несомненно, анализ масштаба внутригосударственных усилий и международного сотрудничества отдельно взятой страны в области мирного атома может дать возможность в некоторой степени определить способность государства использовать материальные, человеческие и иные ресурсы
этой сферы для военных целей, а также оценить широту и серьезность проводимой программы.
При этом международный опыт подтверждает тот факт, что характер и масштаб секретных военно-ядерных программ редко связан с программами
неядерных государств в гражданской области.
Очевидно одно: международное сотрудничество КНДР в сфере мирного атома, прежде всего, помощь Пхеньяну со стороны СССР, а лотом РФ, а также КНР и некоторых других стран, обладавших современной ядерной технологией, позволили Северной Корее создать условия для разработки ядерного оружия.
Как считают многие западные аналитики, опирающиеся на данные ЦРУ, ядерная программа КНДР, получившая новый импульс для развития во второй половине 80-х гг., базируется на исследовании обогащенного урана и частично основана на ввезенной из СССР/РФ технологии.
На самом деле, опираясь на заверения Пхеньяна о его мирной атомной программе, в 80-е гг., СССР продолжал оказывать Северной Корее материальную и техническую помощь.
26 декабря 1985 г.
эти отношения вышли на новый уровень: по инициативе Пхеньяна правительства подписали соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве по разработке, строительству, вводе в эксплуатацию и использованию атомной электростанции в КНДР.
Соглашение предусматривало разработку, строительство, ввод в эксплуатацию и использование атомной электростанции, состоящей из
четырех энергоблоков с ядерными реакторами типа ВВЭР-440.
Советское правительство обязалось предоставить КНДР кредит
для реализации этих намерений.
3 0
[стр. 23]

Двухстороннее сотрудничество между СССР и КНДР вышло на новый уровень 26 декабря 1985 г.
по инициативе Пхеньяна, когда два правительства подписали соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве по разработке, строительству, вводе в эксплуатацию и использованию атомной электростанции в КНДР.
Соглашение предусматривало разработку, строительство, ввод в эксплуатацию и использование атомной электростанции, состоящей из
4 энергоблоков с ядерными реакторами типа ВВЭР-440.
Советское правительство обязалось предоставить КНДР кредит
под реализацию этого проекта.
Размер и условия предоставления кредита должны были быть определены после разработки и утверждения технического проекта.
Среди прочего, советская сторона обязалась: 1.
а) выбрать место для строительства АЭС, где сила подземных толчков в случае возникновения землетрясения не превышала бы 8 баллов по шкале Рихтера; б) провести весь объем подготовительных работ на выбранном месте; 2.
обеспечить северокорейскую сторону оборудованием и инструментами для проведения геологических изысканий; 3.
провести анализ технической осуществимости и экономической целесообразности проекта, передать его КНДР для утверждения; 4.
провести в оговоренных рамках инженерно-технические работы по проекту АЭС; 5.
провести обучение северокорейских специалистов в СССР.' 1 См.
Материалы международной конференции по северокорейской ядерной проблеме.
М.: Научная книга.
1997.
С.
20-24.


[стр.,26]

же причины, подтолкнувшие КНДР к проведению работ по созданию ядерного оружия? Несомненно, анализ масштаба внутригосударственных усилий и международного сотрудничества отдельно взятой страны в области мирного атома может дать возможность, в некоторой степени, определить способность государства использовать материальные, человеческие и иные ресурсы, задействованные в этой сфере, для военных целей, а так же масштаб проводимых программ.
При этом международный опыт подтверждает тот факт, что характер и масштаб секретных военно-ядерных программ редко связан с программами,
проводимыми неядерными государствами в гражданской области (хотя они, конечно, могут приближаться к ним).
Основные принципы подготовки специалистов в области ядерных исследований были зафиксированы в «Соглашении между правительством СССР и правительством КНДР по обучению граждан КНДР в советских высших учебных заведениях», подписанном в Москве 6 мая 1952 г.
Согласно этому документу, Советское правительство предоставило возможность студентам и аспирантам из Северной Кореи завершить их образование в университетах и институтах СССР.
Основные принципы сотрудничества между двумя странами в области науки и технологии были изложены в пятилетнем «Соглашении о научно-техническом сотрудничестве между СССР и КНДР», подписанном в Москве 6 мая 1952 г., и «Соглашением о научной кооперации между АН СССР и АН КНДР», подписанном 11 октября 1957 г.
Согласно первым пунктам этих документов, стороны выразили намерение обмениваться опытом «во всех областях народной экономики», передавать безвозмездно друг другу техническую документацию и обмениваться соответствующей информацией и специалистами для оказания технической помощи.
В рамках академического сотрудничества был запланирован обмен генеральными планами научно-исследовательской работы,

[стр.,109]

В 1965 г., после завершения большей части строительных работ в Йонбене, советские специалисты покинули КНДР.
Но сотрудничество продолжилось в форме консультаций по эксплуатации бетатрона и кобальтовых установок, а также поставок ядерного топлива для реактора.
Особым условием на каждую партию ядерного топлива являлись гарантии, что КНДР не будет использовать его для целей и задач, нарушающих положения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Двухстороннее сотрудничество между СССР и КНДР вышло на новый уровень 26 декабря 1985 г.
по инициативе Пхеньяна, когда два правительства подписали соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве по разработке, строительству, вводе в эксплуатацию и использованию атомной электростанции в КНДР.
Северная Корея гарантировала, что ядерные материалы, оборудование и приборы, импортируемые из СССР, оборудование и материалы, произведенные из них или использующие их, никогда не будут применяться для изготовления ядерного оружия, содействовать достижению любой другой военной цели, что они будут находиться под контролем МАГАТЭ.
Советские специалисты провели работу по выбору места для строительства АЭС (в окрестности г.
Синпо) и завершили разработку технического проекта.
В апреле 1993 г.
Северная Корея объявила о намерении выйти из ДНЯО.
В ответ на это президент РФ Б.Н.
Ельцин издал указ о приостановлении всех работ по соглашению 1985 г.
Пхеньян отказался оплачивать выполненную работу.
2.
До середины 1980 гг.
активность КНДР в ядерной области не выходила за рамки двухсторонних договоренностей с Советским Союзом и не давала убедительных свидетельств попыток Пхеньяна создать ядерное оружие.
Нет доказательств того, что Север владел необходимыми научными и материальными средствами для таких попыток.

[Back]