модель обучения. Популяризации этих идей способствовали работы К. Шаллера, Д. Боаке, Г. М ихеля, Р. Винкеля и др (102). С 80-х годов в больш инстве американских школ введены учебные курсы риторики, общ ения, направленные на формирование у детей культуры вербальной и невербальной экспрессии, развитие толерантности, приучение к ненасильственному разреш ению меж личностных противоречий и конфликтов. Этим целям служит ш ирокое использование «кооперативного обучения» в ВУЗе и школе, формирующее культуру равнопартнерского взаимодействия, группового поиска и принятия решений. Популярны кооперативные игры, групповое выполнение различных проектов от реальных до фантастических. Таким образом, преодоление моносубъекности учебновоспитательного процесса, упрочение позиций гуманистической педагогики является неотъемлемой чертой нашего времени. Гуманизация школы в значительной мере связана с преодолением изоляционистских тенденций в науке, изучением и адекватной оценкой мирового опыта приобщения детей и молодежи к общечеловеческим ценностям. Весьма сущ ественна при этом роль интеграции педагогики с науками о человеке, его деятельности и общении (104). Общение, или, как часто определяю т этот процесс, коммуникация чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсю ду и всегда. Общение многолико; оно имеет много форм, видов. Сущ ествуют деловое, семейное, педагогическое и другие виды общ ения (33). Проблема слова, речи, выступления, искусства говорящ его на слушателей имеет, как известно, давнюю историю, насчитывающую более двадцати столетий. В то же время общение 23 |
кооперативной педагогики являются Д. Бойлью, Д. Коллер, Д. Кролл, К Макдуэял и др. В гуманизации педагогического обучения значительную роль сыграл К. Роджерс (1902 1987). В результате своих наблюдений он пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. К. Роджерс считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, убежденностью в том, что человек, если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно (106). Многостороннее изучение современными немецкими учеными проблем общения привело к созданию системы коммуникативного воспитания и коммуникативной дидактики. Коммуникациям отводится решающая роль в развитии сущностных сил личности, ее самореализации, формировании системы социальных отношений, преодоления кризиса образования. Исследователи коммуникативной дидактики подчеркивают первостепенное значение отношений между преподавателем и учащимися, связывая с ней антиавторитарную, демократическую модель обучения. Популяризации этих идей способствовали работы К. Шаллера, Д. Боаке, Г. Михеля, Р. Винкеля и др (88). С 80-х годов в большинстве американских школ введены учебные курсы риторики, общения, направленные на формирование у детей культуры вербальной и невербальной экспрессии, развитие толерантности, приучение к ненасильственному разрешению межличностных противоречий и конфликтов. Этим целям служит широкое использование «кооперативного обучения» в ВУЗе и школе, формирующее культуру равнопартнерского взаимодействия, групжового поиска и принятия решений. Популярны кооперативные игры, групповое выполнение различных проектов — от реальных до фантастических. Таким образом, преодоление моносубъекности учебновоспитательного процесса, упрочение позиций гуманистической педагогики является неотъемлемой чертой нашего времени. Гуманизация школы в значительной мере связана с преодолением изоляционистских тенденций в науке, изучением и адекватной оценкой мирового опыта приобщения детей и молодежи к общечеловеческим ценностям. Весьма существенна при этом роль интеграции педагогики с науками о человеке, его деятельности и общении (91). Общение, или, как часто определяют этот процесс, коммуникация чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и всегда. Общение многолико; оно имеет много форм, видов. Существуют деловое, семейное, педагогическое и другие виды общения (34). Проблема слова, речи, выступления, искусства говорящего на слушателей имеет, как известно, давнюю историю, насчитывающую более двадцати столетий. В то же время общение это новая проблема и уходящего XX и в еще большей степени наступающего XXI столетия. Ибо, если в Древней Греции и Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то в наши дни речевое общение изучается уже с точки зрения целого ряда других наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики и педагогической психологии, каждая 37 |