19 В.А. Туманов утверждал, что на идеологическом уровне еще не преодолены все те предубеждения и стереотипы, которые мешают достаточно полному пониманию роли права, его социального потенциала. В числе таких предубеждений представление о праве лишь как о средстве наказания и разрешения конфликтов, отождествление права с законом и т.д. Сюда может быть отнесен и подход к праву, названный «антиюридическим морализмом» [117, С. 54], при котором право предстает как второстепенное, нижестоящее но отношению к нравственным началам. «Здесь же коренятся и источники правового нигилизма, принявшего широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших органов государства. Бытует мнение, что юридическому нигилизму немало способствовала перестройка с сопровождавшими ее «войной законов», национальными конфликтами, падением государственной дисциплины, противостоянием исполнительной и представительной властей т.п. Все эти обстоятельства нельзя игнорировать» [133, С. 81-89]. Нельзя не согласиться с мнением Р.К. Шемитило в том, что более значимым представляется другое объяснение: как только общество отказалось от авторитарных методов не правового государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тот час же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка [122], и вся сфера правового сознания оказалась в кризисе, и, как считает Ю.А. Шрейдер [125], этот кризис усугубляется двумя взаимодополняющими процессами: криминализацией государственности и огосударствлением криминала. Понятно: |
потенциала. В числе таких предубеждений представление о праве лишь как о средстве наказания и разрешения конфликтов, отождествление права с законом и т.д. Сюда может быть отнесен и подход к праву, названный «антиюридическим морализмом»47, при котором право предстает как второстепенное, нижестоящее по отношению к нравственным началам. Здесь же коренятся и источники правового нигилизма, принявшего широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших органов государства. Бытует мнение, что юридическому нигилизму немало способствовала перестройка с сопровождавшими ее «войной законов», национальными конфликтами, падением государственной дисциплины, противостоянием исполнительной и представительной властей т.п. Все эти обстоятельства нельзя игнорировать48. Однако более значимым представляется другое объяснение: как только общество отказалось от авторитарных методов неправового государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тот час же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка49. Таким образом, вся сфера правового сознания оказалась в кризисе. Этот кризис усугубляется двумя взаимодополняющими процессами: криминализацией государственности и огосударствлением криминала. Криминализация государственности в сегодняшней России предопределяется уникальной ролью коррупции как единственного и де47 Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе //Государство и право. 1993, №8. С.54. 48Ярмухаметоо 3. Г. Роль образования в преодолении региональной социально-экономической асснметрии. М.: Социально гуманитарные знания, 2002. № 1, С-81-89. 4 Шемитило Р. К. Социальные институты культуры. Свердловск: Уральский рабочий, 1978. С. 28. 20 |