25 1.2. Особенности процесса социализации спортсменов Физическая культура и спорт являются объектом изучения множества наук: педагогики, психологии, истории, теории физической культуры и культурологии. Физическая культура и спорт это два полноценных и самостоятельных феномена [81], В учебных пособиях и монографиях (начиная с 1960 гг. выходит ряд работ, посвященных методологическим вопросам социологии физической культуры и спорта, В.У. Агеевца, В.А. Артемова, И.В. Вишневского, В.И. Жолдака, Т.И. Кукушкина, O.A. Мильштейиа, Л.Н. Нифонтовой, Н.А.Понаморева, Т.Х. Титмы) современных авторов по физической культуре, она может выступать в двух ролях: как часть общей культуры, как социальный процесс на овладение ценностями физической культуры. В своей работе Л.И. Лубышева отмечает, что спорт это уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человеком и человечеством. Общепризнанно связывать спорт с соперничеством, под которым понимается борьба между людьми, между человеком и природными явлениями и человека с самим собой [60]. Спорт по своей сути политичен. Участники спортивных состязаний демонстрируют преданность своему государству. Ритуалы, сопровождающие состязание, в свою очередь, символизируют верность государству, его идеалам [38]. Также Филипп Гудхарт [135] утверждает, что существует четыре вида спорта: спорт как упражнение, спорт как азартная игра, спорт как спектакль и символизирующий спорт. Далее он поясняет, что цель последнего вида спорта символизировать города, районы, национальности, противопоставлять их друг другу. Зрители смотрят спортивные состязания, идентифицируя себя с участниками, их собственная самооценка возрастает, если выбранный ими участник |
Можно также сказать, что суть правового воспитания это формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе55. Развитие правового сознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью56. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. Целью правового воспитания должно стать формирование уважения к праву, закону, которое должно опираться на стойкие правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного и социальноактивного поведения личности в правовой сфере. Таким образом, правовое воспитание должно быть направлено на правовое развитие личности, которое рассматривается как процесс формирования правового сознания и правовой культуры. 1.2. Особенность процесса социализации для спортсменов и организованная преступность. Физическая культура и спорт являются объектом изучения множества наук педагогики, психологии, истории, теории физической культуры и культурологии. Физическая культура и спорт это два полноценных и 55 Одинабекоаа P.M. Личностная самореализация студентов.. М.: Специалист, 2 0 0 1. № 6 , С . 5763. 56Пойзпер Б.В. Готовность к самоопределению. М.: Высшее образование в России, 1998. №2»С. 80 82. 24 го самостоятельных феномена. В учебниках и книгах современных авторов по физической культуре, она может выступать в двух ролях: 1. как часть общей культуры, 2. как социальный процесс на овладение ценностями физической культуры. Спорт это уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человеком и человечеством. Общепризнанно связывать спорт с соперничеством, под которым понимается борьба между людьми, между человеком и природными явлениями и человека с самим собой58. Спорт по своей сути политичен. Участники спортивных состязаний демонстрируют преданность своему государству. Ритуалы, сопровождающие состязание, в свою очередь, символизируют верность государству, его идеалам. Филипп Гудхарт утверждает, что существует четыре вида спорта:' спорт как упражнение, спорт как азартная игра, спорт как спектакль и символизирующий спорт. Далее он поясняет, что цель последнего вида спорта символизировать города, районы, национальности, противопоставлять их друг другу. Зрители смотрят спортивные состязания, идентифицируя себя с участниками, их собственная самооценка возрастает, если выбранный ими участник добивается положительных результатов. «Он есть воплощение национальной силы или бессилия. Победа для него будет победой для них; проигрыш для него будет поражением для них59». 25 57 Начиная с I960 гг. выходит ряд работ, посвященных методологическим вопросам социологии физической культуры и спорта, В.А. Артемова, Т.И. Кукушкина, В.И. Жолдака, В.У. Агесвца, О.А. Мильштсйна, И.В. Вишневского, Н.А.Понаморев, Л.Н. Нифонтовой, Т.Х. Титмы. 58Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. 2001. С. 30. 59 Sport in contemporary society : an anthology / Eitzen, D. Stanley; compiled by D. Stanley Eitzen. 4th ed. NY: St. Martin's Press, с 1993. P. 249. |