Проверяемый текст
Москалева, Людмила Ивановна; Формирование правовой культуры у студентов физкультурного вуза (Диссертация 2006)
[стр. 88]

88 сопровождающийся деградацией личности и существенной деформацией правосознания, в котором доминирующие позиции начинают занимать антиобщественные «ценности» и криминальные установки так называемого «воровского закона» — своеобразного неписаного кодекса преступного мира.
Студенты в процессе лекций постепенно усваивают сущность правосознания и правовой культуры в современном российском обществе.

Хотя с развалом тоталитарной системы отношение к правовым ценностям и институтам изменилось в России в лучшую сторону, законности пока не удалось занять подобающее место в жизни общества
[56].
«Российское общество в его сегодняшнем состоянии завершает XX век в условиях глубокого дефицита
правопоиимания, правосознания и правовой культуры.
И вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе.
Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются
«свобода», «частная собственность», «предприимчивость» [56, С.
48].
Исторически сложилось, что законодательство, создающее юридические основы рынка, демократические формы государственного устройства, остается чуждым правосознанию значительной части населения
[68].
Большинство населения с сомнением относится к частной собственности, особенно к частной собственности на землю (введение последней зачастую отождествляется с распродажей России), отрицательно оценивает инициативу, предприимчивость, предпринимательство, склонно к
уравнительности.
Имущественное и социальное расслоение, связанное с инициативой и предприимчивостью, воспринимается массовым правосознанием как несправедливость.
[стр. 84]

Вчерашним школьникам необходимо понять, что любой юридический акт должен быть правовым, то есть отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве, свободе, а закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы, то есть быть непротиворечивым, по возможности кратким, ясным и понятным для населения, быть опубликованным в доступном для населения источнике.
При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов — правоприменительных документов (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административноуправленческой сфере и т.д.) и правореализационных документов (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).
Тесная взаимосвязь всех элементов правовой культуры состоит в том, что без развития правовых воззрений, без глубоко осознанных и освоенных правовых знаний, правовых установок и устремлений невозможны и соответствующие развитые формы реального права, государства, правового общения.
Реальное культурно-правовое содержание и функциональное значение государственно-правовых форм (норм, учреждений, форм поведения, деятельности и т.п.) в конечном счете, определяются правовой зрелостью общества и его членов, их пониманием смысла и ценностей этих форм, их осознанной потребностью, готовностью и способностью жить в культурно-правовой среде.
Нужно показать: показательным примером может служить преступный образ жизни, сопровождающийся деградацией личности и существенной деформацией правосознания, в котором доминирующие позиции начинают занихмать антиобщественные “ценности” и криминальные установки так называемого “воровского закона” своеобразного неписаного кодекса преступного мира.
Студенты в процессе лекций постепенно усваивают сущность правосознания и правовой культуры в современном российском обществе.

84

[стр.,85]

При достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей в России в конце XIX — начале XX веков происходило последовательное формирование права и правосознания.
Однако процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 году, когда отношение к праву стало полностью определяться политическими взглядами.
Существенный урон зарождавшемуся российскому правосознанию нанесла марксистско-ленинская мысль об оо отмирании права .
Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества89.
И, хотя с развалом тоталитарной системы отношение к правовым ценностям и институтам изменилось в России в лучшую сторону, законности пока не удалось занять подобающее место в жизни общества9 .
Российское общество в его сегодняшнем состоянии завершает XX век в условиях глубокого дефицита
правопонимания, правосознания и правовой культуры.
И вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе.
Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются
“свобода”, “частная собственность”, “предприимчивость”.
Исторически сложилось, что законодательство, создающее юридические основы рынка, демократические формы государственного устройства, остается чуждым правосознанию значительной части населения9 .
Большинство населения с сомнением относится к частной собственности, особенно к частной собственности на землю (введение последней зачастую отождествляется с распродажей России), отрицательно оценивает инициативу, предприимчивость, предпринимательство, склонно к
88 Туманов В.А.
Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе //Государство и право.
1993, №8.
С.54.
89 Кармадоиов O.A.
«Классический» университет в сегодняшней России.
М.: Социально-гуманитарные знания .2003г., № i, С.105-123.
50 Уткин Л.И.
Глобализация: процесс и осмысление.
М.: Логос, 2002.254 с.
91 Строев Е.С.
Фундаментальные проблемы преобразований в России в XX веке.
М.: Вопросы философии, 1998.
№ 8, С.
9199.
85

[стр.,86]

уравнительности.
Имущественное и социальное расслоение, связанное с инициативой и предприимчивостью, воспринимается массовым правосознанием как несправедливость.

Сохраняющиеся и воспроизводящиеся элементы прошлого никак не вписываются в рыночные структуры с их формальным, юридическим равенством.
В политическом отношении рыночному хозяйству в наибольшей мере соответствует демократия, которая также плохо совмещается с массовым сознанием92.
В среде спортсменов, как и других профессиональных групп, оказавшихся в сложной социально-экономической ситуации, существует негативное влияние массового сознания.
Массовое сознание (особенно в условиях всякого рода кризисов, социальных катаклизмов) тяготеет к введению власти “сильной руки”, которая только и может навести в стране твердый порядок и которая отнюдь не обязательно должна опираться на закон.
Такая власть может все.
Она накормит, напоит, оденет, скажет, как надо жить.
Российской общественности приходилось быть свидетелем, когда действующий закон отставлялся в сторону и применялись "целесообразные”, а то и силовые средства93.
Понятно, что в обществе, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почтиневозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами.
В результате этого в современном российском обществе сложился широко распространенный среди населения обыденный массовый правовой инфантилизм и нигилизм94.
86 92 Боздырев К А .
Рынок: жизненные планы студентов.
М.: Вестник Московского университета.
Серия 6.
Экономика.
1998, № 1.
С.
93.
93Кузнецов Э.В.
Кризис современного правосознания // Изв.
Вузов.
Правоведение.
1994.
№3.
С.3-9.
94Лисовский В.
Т.
Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России.
Ум.
пос: СПбГУП, 2000.
136 с.

[Back]