Проверяемый текст
Папичев, Николай Васильевич. Защита прав человека и проблема метода правового регулирования (Диссертация 2002)
[стр. 18]

придется ее изучать и обобщать» .
Прежде чем говорить о понятии правозащитных отношений необходимо уточнить понятия: права человека, защита прав человека, право человека на правовую защиту.
Права человека, пишет А.С.Мордовец, «это гарантированные демократическим обществом возможности для каждого индивида, его сообщностей на достойный уровень жизни, эффективную социальную систему охраны и защиты от произвола государства в соответствии с установленными международными и
национальными стандартами и процедурами».
Из смысла этого определения следует вывод о единой сущностной основе прав человека и их защиты.
Эта основа гарантированные возможности достойного уровня жизни человека и их защиты.

Сам же термин «защита» применительно к правам человека с социологической стороны выражает потребность человека и социальных групп в обеспечении удовлетворения интересов человека специально-активным способом, а с юридической обозначает: а) набор специальных правовых средств (права человека, меры защиты прав человека, юридические средства, образующие в своей совокупности систему правового регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления защиты прав человека); б) систему компетентных субъектов, обладающих правом на использование специальных юридических средств, и их деятельность, направленную как на обеспечение нормального, бесперебойного осуществления прав человека, так и пресечение нарушений прав человека, восстановление нарушенных и применение мер наказания к виновным за их нарушение.
Именно в таком значении термин «защита» и используется, когда говорят о защите прав человека как о едином и целостном институте.
Так, например, Т.Н.
Калинина, исследуя институт защиты прав человека в качестве системного образования, приходит к выводу,
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.
Н.И.
Матузова, А.В.
Малько.
М.: Юрисгь, 2004.
—С.
506.
Мордовец А.С.
Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина:
Автореф.
дис....
д-ра юрид.
наук.
—Саратов, 1997.
С.32.
18
[стр. 15]

обществом, защищает закон и сложившийся в нем правопорядок.
В этой связи слова И.
Канта о том, что "каждый человек обязан отстаивать свое право" и следить, чтобы другие "не топтали его ногами", что человек "не должен отказываться от человеческого преимущества иметь право, а обязан так долго „4 отстаивать его, как только может , наполняют представления о защите прав человека не только индивидуальным, но и общественным звучанием.
Выявление сущности защиты прав человека и исследование с этих позиций юридической природы и регулятивной ценности всего института защиты прав человека призвано восполнить существующий пробел в теории прав человека вообще и правозащитного регулирования в частности.
Разумеется, что выполнение этой задачи в целом предмет коллективных усилий специалистов различных областей юридической науки.
Мы же ставим перед собой цель выявить и теоретически обосновать закономерное во взаимосвязи защиты прав человека с методом её правового регулирования.
С этой позиции мы и рассматриваем проблему защиты прав человека.
Анализ поставленной проблемы требует уточнения некоторых терминов.
В первую очередь, это относится к понятию "защита прав человека".
В последующем изложении это понятие будет рассмотрено белее детально, здесь же отметим, что мы исходим из того, что термин "защита" применительно к правам человека с социологической стороны выражает потребность человека и социальных групп в обеспечении удовлетворения интересов человека специально-активным способом, а с юридической же обозначает: а) набор специальных правовых средств (права человека, меры защиты прав человека, юридические средства, образующие в своей совокупности систему правового регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления защиты прав человека); б) систему компетентных субъектов, обладающих правом на использование специальных юридических средств, и их деятельность, наСоловьев Э.Ю., И.
Кант: Взаимодополнительность морали и права.
М., 1992.
С.
52.


[стр.,16]

правленную как на обеспечение нормального, бесперебойного осуществления прав человека, так и пресечение нарушений прав человека, восстановление нарушенных и применение мер наказания к виновным за их нарушение.
Именно в таком значении термин "защита" и используется, когда говорят о защите прав человека как о едином и целостном институте.
Так, например, Т.Н.
Калинина, исследуя институт защиты прав человека в качестве системного образования, приходит к выводу,
что он состоит из "законодательной подсистемы (система законодательства), рассчитанной на регламентацию и защиту прав человека и основных свобод; правовой подсистемы (система права) ; институционной подсистемы (системы институтов, уполномоченных осуществлять правозащитную деятельность), включающей региональную и местную, надзорную и контрольную инфраструктуры; подсистемы гуманитарного информирования; подсистемы гуманитарного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров; подсистемы "мозговых центров" накопления, хранения, воспроизводства и развития гуманитарной идеолог ии.
По сути, аналогичного мнения придерживаются А.
Азаров, В.
Ройтер и К.
Хюфнер, которые пишут: "Чтобы создать систему защиты прав человека была необходима определенная последовательность действий, а именно а) осмысление программы, б) определение прав человека, в) создание обязательных норм, и г) формирование политической и юридической системы реализации прав человека".
Отсюда видно, что, с точки зрения своего содержания, институт защиты прав человека охватывает всю совокупность организационных, регулятивных, коммуникативных, идеологических и иных элементов, которые функционально предназначены и сообразно своей природе Калинина Т.М.
К вопросу о законодательной дефиниции понятия "правозащитная система" // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование.
/ Под ред.
В.М.
Баранова.
В 2-х тт.
Н.
Новгород, 2001.
Т.
I.
С.487.
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер В.
Защита прав человека.
Международные и российские механизмы М., 2000.
С.
11.


[стр.,21]

21 ния права и свободы человека.
Эта форма возможностей человека означает их защищенность (выделено нами Н.П.)" .
Таким образом, из рассуждений цитируемого автора следует, что сущность защиты прав человека заключена в юридической форме существования прав человека.
Иными словами, защита прав человека как явление вторично ф относительно самих этих прав.
Отсюда вытекает неприемлемый, с нашей точки зрения, вывод о том, что права человека и их защита имеют различия в своём генезисе и поэтому право человека на правовую защиту не может быть признано видом прав человека.
Иной, на наш взгляд, более перспективный подход к проблеме сущности защиты прав человека предлагает А.С.
Мордовец.
Во-первых, он полагает возможным охватить общим понятием права человека и их защиту.
"...Права человека, пишет А.С.
Мордовец, это гарантированные демократическим обществом возможности для каждого индивида, его сообщностей на достойный уровень жизни, эффективную социальную систему охраны и защиты от произвола государства в соответствии с установленными международными и
1^ (О национальными стандартами и процедурами .
Из логики этого определения однозначно следует вывод о единой сущностной основе прав человека и их защиты.
Эта основа гарантированные возможности достойного уровня жизни человека и их защиты.

Во-вторых, автор связывает важнейшие черты понятия "защита прав человека" с субъективным правом человека на правовую защиту.
Комментируя мнение Ю.К.
Осипова относительно того, что защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права управомоченными на то органами, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав , А.С.
Мордо14Там же.
, Мордовец А.С.
Социально-юридический механизм обеспечения прав " человека и гражданина.

Саратов, 1996.
С.
32.
16 См.: Осипов Ю.К.
Подведомственность юридических дел.
Свердловск, 1973.С 95.

[Back]