Проверяемый текст
Папичев, Николай Васильевич. Защита прав человека и проблема метода правового регулирования (Диссертация 2002)
[стр. 32]

правовой культуры, отражающие степень правовых знаний, отношение к действующему или будущему желаемому праву, их позитивное восприятие, соответствующее правовое поведение.
Чем выше уровень правовых знаний, тем выше должен быть уровень правомерного поведения субъектов в соответствующих правозащитных отношениях.
1.3.
Сущность правозащитных отношении Категория «сущность» призвана отображать наиболее фундаментальное и неизменное в явлении.
«Под сущностью, пишут авторы
труда «Введение в философию», понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики».
Сущность в явлении выполняет роль
проявляющегося основания.
В этом смысле она объясняет факт существования явления и его черты.
Наряду с этим сама сущность как предмет познания раскрывается через совокупность внутренних, свойственных её природе причинно следственных связей, с
которыми в правоведении связана идея о многоуровневом характере сущности правовых явлении.
«Путь познания, идущий от сущности первого порядка к сущности права второго порядка, а от нее к сущности третьего порядка, * пишет Л.С.
Явич, противоположен по своей направленности историческому генезису права.
При этом сущность самого глубокого уровня программирует будущую нормативность права, но имманентно ее не содержит».
В этой связи
актуально замечание И.А.
Ледяха о том, что для понимания и организации «защиты прав и свобод человека немаловажное значение имеет
Введение в философию: Учебник для вузов / Под ред.
Фролова И.Т.
В 2-х ч.
4.2.
— М., 1989,С.112-113.О Явич Л.С.
Сущность права.
Социально-философское понимание
генезиса развития и функционирования юридической формы общественных отношений.
—Л.:
Изд-во ЛГУ, 1985.С.80.
32
[стр. 26]

Известно, что категория "сущность" призвана отображать наиболее фундаментальное и неизменное в явлении.
"Под сущностью, —пишут авторы
коллективного труда "Введение в философию", —понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики .
Сущность в явлении выполняет роль
проявляюще97 гося основания .
В этом смысле она объясняет факт существования явления и его черты.
Наряду с этим сама сущность как предмет познания раскрывается через совокупность внутренних, свойственных её природе причинноследственных связей, с
которыми в правоведении связана идея о многоуров28 невом характере сущности правовых явлений .
Путь познания, идущий от сущности первого порядка к сущности права второго порядка, а от нее к сущности третьего порядка, пишет Л.С.
Явич, противоположен по своей направленности историческому генезису права.
При этом сущность самого глубокого уровня программирует будущую нормативность права, но имманентно ее не содержит"29.
В этой связи
замечание И.А.
Ледяха о том, что для понимания и организации "защиты прав и свобод человека немаловажное значение имеет
трактовка вопроса о происхождении, природе прав и свобод следует воспринимать как методологическую посылку.
ОА См.: Введение в философию: Учебник для вузов.
/ Фролов И.Т.
и др.
В 2-х ч.
4.2.
М., 1989.
С.
112-113.
См.: Материалистическая диалектика.
Т.1 Объективная диалектика.
М., 1981.
С.
134-136.
28 Впервые обосновал и использовал идею о многоуровневом свойстве "сущности" применительно к правовым явлениям Л.С.
Явич.
Наиболее полное и законченное изложение этой идеи см.: Явич Л.С.
Общая теория права.
Л., 1976.
С.
86 и след.; Он же.
Сущность права.
Социально-философское понимание генезиса развития и функционирования юридической формы общественных отношений.
Л.,
1985.
С.
80 и сл 29Явич Л.С.
Сущность права...
С.
85.^ Л _______ _______ Общая теория прав человека / Отв.
ред.
Е.А.
Лукашева.
М., 1996.
С.346.


[стр.,30]

а 30 ниями товаровладельцев, с правами личности и ее объективно обусловленными притязаниями, потребностями и интересами" .
Известно, что основной смысл права человека на правовую защиту состоит в том, что оно предоставляет личности правовую возможность самостоятельно или посредством иных компетентных субъектов результативно Л отстаивать свои жизненно важные притязания.
Эти притязания есть устремления людей к незыблемости и сохранности наиболее важных для достойного образа их жизни и вытекающих из природных, духовных и интеллектуальных свойств человека потребностей.
Притязание человека на защищенность основополагающих условий достойного существования внутренне присуще человеку как существу разумному.
Осознание условий достойного существования означает готовность человека к целеустремленной борьбе к борьбе за самого себя.
Осуществление человеком акта притязания на защиту как раз и выражается в признании за ним права на правовую защиту.
Поэтому вполне правомерно рассматривать этот акт как способ "перехода человека в плос39 кость своего правового бытия , а само притязание в качестве второго О уровня сущности защиты прав человека.
Следующий уровень сущности защиты прав человека относится к глубинной природе прав человека в целом, которая, по мнению В.П.
Федорова, представлена тремя составляющими телом человека, его душой и духом.
"...
Три составляющие, пишет он, тело душа дух , образуют ту объективную основу, из которой вытекают естественные, сущностные, неотчуждаемые качества и свойства человека как человека.
Они выражают сущность человека и без них человека нет.
Это такие качества и свойства человека, без которых его нормальное существование и развитие как человека невозмож38Явич Л.С.
Сущность права.
Социально-философское понимание
генези0 са, развития и функционирования юридической формы общественных отношений.
Л.,
1985.
С.
93.
39См.: Малахов В.П.
Природа, содержание и логика правосознания.
Автореферат дисс.
докт.
юрид.
наук.
М., 2001.
С.32.


[стр.,59]

59 века, поскольку, по выражению А.С.
Мордовеца, "существенным элементом понятия прав человека является категория субъективного права..."113.
Тесная связь объективного и субъективного права не должна приводить к стиранию отличий между ними.
"Действительная грань между объективным и субъективным правом, пишет Л.С.
Явич, —пролегает в плоскости абст<5 рактного и конкретного, неперсонифицированного и персонифицированного, * институированного и не подлежащего институированию, сравнительно ограниченного числа норм и практически бесконечного числа наличных прав" .
Субъективное право это мера возможного и должного поведения человека в юридически значимой ситуации.
И здесь важно подчеркнуть, что применительно к понятию "субъективное право" вопрос об источниках его юридической природы отходит на второй план, а точнее, поглощается его содержанием.
Данное понятие в своей предельной обобщенности абстрагируется от этого вопроса и концентрируется на проблеме субъектной принадлежности.
"Критерий субъективности, приходит к выводу Н.И.
Матузов, заключается не в способе возникновения тех или иных прав" .
Субъективность О субъективного права обусловлена его неотчуждаемой принадлежностью конкретному субъекту, которое неотделимо от субъекта и принадлежит ему как правовому существу.
В этом проявляется одна из его важнейших особенностей.
Она и позволяет видеть в нем ту первичную форму, в которой, с одной стороны, отвлеченные от индивида свойства "абстрактного" человека (природные, духовные и др.) осознаются личностью и идентифицируются ею как собственные притязания, а с другой, эти притязания признаются в качестве таковых обществом, всеми людьми.
Субъектная принадлежность "человече-№ 113 Мордовец А.С.
Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина.
Саратов, 1996.
С.
28.
р См.: Явич Л.С.
Сущность права.
Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений.
Л.,
1985.
С.
95.
115См.: Матузов Н.И.
Правовая система и личность.
Саратов.
1987.
С.
86.

[Back]