правомерно рассматривать этот акт как способ «перехода человека в плоскость своего правового бытия», а само притязание в качестве второго уровня сущности правозащитных отношений. Следующий уровень сущности правозащитных отношений относится к глубинной природе прав человека в целом, которая, по мнению В.П. Федорова, представлена тремя составляющими телом человека, его душой и духом. «Три составляющие, пишет он, тело душа дух, образуют ту объективную основу, из которой вытекают естественные, сущностные, неотчуждаемые качества и свойства человека как человека. Они выражают сущность человека и без них человека нет. Это такие качества и свойства человека, без которых его нормальное существование и развитие как человека невозможны» . И далее автор продолжает: «Эти естественные, неотчуждаемые качества и свойства человека, без которых, по существу, нет самого человека, в правовой форме, фиксируются и защищаются как естественные права человека»55. Таким образом, третьим и наиболее глубоким уровнем сущности правозащитных отношений является способность человека к самосохранению путем защиты тех естественных качеств и свойств, которые касаются его тела, души и духа. 11адо отмстить, что этот уровень сущности наиболее труден для познания. Об этом свидетельствует та часть классической философии, которая была сориентирована на выявление и понимание первооснов прав человека, а также исследования выдающихся юристов прошлого. Однако именно на этом уровне происходит осмысление существа и ценности прав человека, понимание их как прав естественных. «Понятие естественных прав, пишет Л.И. Глухарева, получает смысл и содержание с момента осознания незаменимости человека в космопланетарной системе, убеждения в уникальности его природной организации, осмысления свободы как Федоров В.П. Природа, содержание и логика правосознания: Автореф. дне.... докп юрид. наук, —М., 2001.С 32. 55 Там же. С.ЗЗ. 39 |
а 30 ниями товаровладельцев, с правами личности и ее объективно обусловленными притязаниями, потребностями и интересами" . Известно, что основной смысл права человека на правовую защиту состоит в том, что оно предоставляет личности правовую возможность самостоятельно или посредством иных компетентных субъектов результативно Л отстаивать свои жизненно важные притязания. Эти притязания есть устремления людей к незыблемости и сохранности наиболее важных для достойного образа их жизни и вытекающих из природных, духовных и интеллектуальных свойств человека потребностей. Притязание человека на защищенность основополагающих условий достойного существования внутренне присуще человеку как существу разумному. Осознание условий достойного существования означает готовность человека к целеустремленной борьбе к борьбе за самого себя. Осуществление человеком акта притязания на защиту как раз и выражается в признании за ним права на правовую защиту. Поэтому вполне правомерно рассматривать этот акт как способ "перехода человека в плос39 кость своего правового бытия , а само притязание в качестве второго О уровня сущности защиты прав человека. Следующий уровень сущности защиты прав человека относится к глубинной природе прав человека в целом, которая, по мнению В.П. Федорова, представлена тремя составляющими телом человека, его душой и духом. "... Три составляющие, пишет он, тело душа дух , образуют ту объективную основу, из которой вытекают естественные, сущностные, неотчуждаемые качества и свойства человека как человека. Они выражают сущность человека и без них человека нет. Это такие качества и свойства человека, без которых его нормальное существование и развитие как человека невозмож38Явич Л.С. Сущность права. Социально-философское понимание генези0 са, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985. С. 93. 39См.: Малахов В.П. Природа, содержание и логика правосознания. Автореферат дисс. докт. юрид. наук. М., 2001. С.32. 31 О ны" . И далее автор продолжает: "Эти естественные, неотчуждаемые качества и свойства человека, без которых, по существу, нет самого человека, в праформе, фиксируются ка" . Таким образом, третьим и наиболее глубоким уровнем сущности защиты прав человека является способность человека к самосохранению путем О защиты тех качеств и свойств, которые касаются его тела, души и духа. Надо отметить, что этот уровень сущности защиты прав человека наиболее труден для познания. Об этом свидетельствует та часть классической философии, которая была сориентирована на выявление и понимание первооснов прав человека , а также исследования выдающихся юристов прошлого . Однако именно на этом уровне происходит осмысление существа и ценности прав человека, понимание их как прав естественных. "Понятие естественных прав, пишет Л.И. Глухарева, получает смысл и содержание с момента осознания незаменимости человека в космопланетарной системе, убеждения в уникальности его природной организации, осмысления свободы как человеческой "самости". Свобода поступать, притязать, искать, развиваться, твоО рить, пользоваться, отдавать, жертвовать в рамках и формах, организующих материальную и духовную жизнь человека, порождена естественным порядком жизни и осознана на определенном этапе развития как необходимая для человеческого существования. Эта свобода как мера и возможность самореализации личности в признанных границах получила наименование естест40 См.: Федоров В.П. Указ. соч. С. 28. 41Там же. 42 я в двух томах. М., 1964. Т. М., 1957. С. 74 и сл.; Локк Д философские произведения.. М., 1960. Т. 2. С. 8 и сл.; Аквинский ма. М 43 ^ философии права. М сл.; Шершиневич Г.Ф. История философии кунов Н.М. История философии права. СПб 27; Кор |