Проверяемый текст
Папичев, Николай Васильевич. Защита прав человека и проблема метода правового регулирования (Диссертация 2002)
[стр. 79]

бездействии) и юридического (субъективные права и юридические обязанности сторон правоотношения) компонентов .
При этом
фактическое содержание неразрывно связывает правоотношение с реальными общественными отношениями, а юридическое служит правовым средством обеспечения, а в ряде случаев и формирования фактического содержания правоотношения.
Юридическое содержание правозащитного отношения это связь его сторон (управомоченной и правообязанной), выраженная в корреспондирующих между собой правозащитных полномочиях и юридических обязанностях.
Эта связь, помимо прочего, самое очевидное доказательство того, что перед нами именно правоотношение.
«Связь между правом и обязанностью, а точнее, между их носителями и есть правоотношение», отмечает Н.И.

Матузов125.
Однако данная юридическая связь не просто слагаемое правозащитного отношения, а его сущностная часть.
Она отражает главную специфику правозащитного отношения, состоящую во взаимосвязи естественно-правовых свойств права человека на защиту с вытекающими из этих свойств юридическими обязанностями, прежде всего с теми, которые лежат на государстве.
Важность и значимость такого рода юридической связи трудно переоценить.
Она лежит в основе всей системы защиты прав человека.
Очевидно, именно поэтому в Международном пакте о гражданских и политических правах специально закреплена обязанность государств каждый раз, когда этого требуют обстоятельства, устанавливать наличие у лица права на правовую защиту и, таким образом, продолжим от себя, подтверждать юридическую связь между этим лицом и государством.
В п.
«в» ч.
3 ст.
2
1^4См.: Явич Л.С.
Право и общественные отношения.
—М.:
Юрид.
лит., 1971.
—С.117.
Алексеев С.С.Проблемы теории права: Курс лекций.
—Т.
1.
—Свердловск, 1972.
—С.256— 301; Халфина Р.О.
Общее учение о правоотношении.
М.:
Юридическая литература, 1974.-С .
257 и след.
Матузов Н.И.
Общие правоогношения и их специфика // Правоведение.
1976.
—№ 3.
— С.
23.
79
[стр. 158]

1Л1 ронова, общее правовое положение это и есть проявление метода .
Поэтому можно сказать, что особенности происхождения и закрепления общего правового положения субъектов правозащитных отношений, вытекающие, в конечном счете, из юридической природы и регулятивных особенностей права человека на правовую защиту, это уже есть проявление функционирования и соответствующего метода.
Ни один из существующих в национальной системе методов правового регулирования не основывается на универсальности и абсолютности права человека на правовую защиту, поэтому и правовое положение субъектов правозащитных отношений не является для них основной, конструктивной чертой.
Такая черта присуща только тому методу, который программируется самими правозащитными отношениями.
Содержание правозащитных отношений.
Проблема содержания правового отношения не получила в правоведении однозначной интерпретации.
Мы присоединяемся к мнению тех авторов, которые под содержанием правоотношения понимают его внутреннюю структуру, состоящую из фактического (реальное поведение участников правоотношения, выражающееся в их действии или бездействии) и юридического (субъективные права и юридиче409 ские обязанности сторон правоотношения) компонентов .
При этом
мы исходим из того, что материальное содержание неразрывно связывает правоотношение с реальными общественными отношениями, а юридическое служит правовым средством обеспечения, а в ряде случаев и формирования материального содержания правоотношения.
Юридический элемент правозащитного отношения представляет собой связь права человека на правовую защиту, с одной стороны, и корреспондируемой с ним юридической обязанностью, с другой.
Эта связь, помимо проМиронов 0.0.
Методы конституционного регулирования // Правоведение.
1980.
№ 2.
С.
30.
302 См.: Явич Л.С.
Право и общественные отношения.
М.,
1971.
С.
117; Алексеев С.С.
Проблемы теории права.
Свердловск, 1972.
Т.
1.
С.
256-301; Халфина Р.О.
Общее учение о правоотношении.
М.,
1974.
С.
257 и сл.


[стр.,159]

159 О чего, самое очевидное доказательство того, что перед нами именно правоотношение.
"Связь между правом и обязанностью, а точнее, между их носителями и есть правоотношение", отмечает Н.И.

Матузов303 Однако данная юридическая связь не просто слагаемое правозащитного отношения, а его сущностная часть.
Она отражает главную специфику правозащитного отношения, состоящую во взаимосвязи естественно-правовых свойств права человека на защиту с вытекающими из этих свойств юридическими обязанностями, прежде всего с теми, которые лежат на государстве.
Важность и значимость такого рода юридической связи трудно переоценить.
Она лежит в основе всей системы защиты прав человека.
Очевидно именно поэтому в Международном пакте о гражданских и политических правах специально закреплена обязанность государств каждый раз, когда этого требуют обстоятельства, устанавливать наличие у лица права на правовую защиту и, / таким образом, продолжим от себя, подтверждать юридическую связь между этим лицом и государством.
В п.
"в" ч.
3.
Ст.
2,
вышеуказанного акта записано, что каждое участвующее в этом Пакте государство обязуется "обеспечить, О чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защитып304 Сказанное свидетельствует о том, что юридическая связь в правозащитном отношении является фактическим действием права человека на правовую защиту.
В этом, по нашему мнению, кроется основная особенность правозащитных отношений, которая обуславливает и соответствующий метод регулирования.
Иными словами, специфика юридической связи правозащитзоз Матузов Н.И.
Общие правоотношения и их специфика дение.
1976.
№ 3.
С.
23.

[Back]