Проверяемый текст
Папичев, Николай Васильевич. Защита прав человека и проблема метода правового регулирования (Диссертация 2002)
[стр. 85]

139 т\ гражданина» .
Рассматриваемое правозащитное полномочие как раз и призвано не допустить установления государством законов, ущемляющих права человека.
Кроме того, данное правозащитное полномочие имеет и более конкретный смысл, заключающийся в оказании реальной помощи человеку при осуществлении им права на правовую защиту.
Так,
ст.
1 Международного акта об Основных принципах, касающихся роли юристов (приняты
VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа —7 сентября 1990 г.), устанавливает, что «каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства» .
Сюда же включается и исполнение юрисдикционными органами своих обязательств по отношению к требованиям, вытекающим из данного правозащитного полномочия, но не связанным с применением ими мер принуждения (ст.
12 ГК РФ устанавливает для юрисдикционного органа обязанность признания прав при отсутствии их нарушения, например при утрате владельцем документов).
Таким образом, право-требование как правозащитное полномочие распространяется на все конкретные жизненные ситуации, в которых защита прав человека не может быть осуществлена без вмешательства компетентного субъекта.
Причем перечень этих жизненных ситуаций не является исчерпывающим и охватывает практику соблюдения всех правозащитных полномочий, вплоть до законности их
ограничения.
Однако поскольку это правозащитное полномочие вызывается к жизни не нарушением прав человека, а потребностью в их надлежащем исполнении, то и дело до применения мер принуждения здесь не доходит.
3) Возможность человека посредством своих действий осуществлять защиту принадлежащих ему прав (право—поведение).
Это право можно назвать правом самозащиты.
Оно, как и иные правозащитные полномочия, вытекает из ч.

I ■> о Конституция Российской Федерации // Российская газета.
1993.
—25 декабря.
140 Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов / Сост.
и авт.
вступ.
ст.
Г.
М.
Мелков.
—М.; Юрид.
лит., 1990.
—С.37.
85
[стр. 166]

к своевременному, полному и законному исполнению ими возложенных на них обязанностей по созданию условий и оказанию помощи в реализации прав человека.
Проиллюстрировать это правомочие можно указанием на ч.2.
Ст.
55 Конституции РФ, которая гласит: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина .
Рассматриваемое правозащитное полномочие как раз и призвано не допустить установления государством законов, ущемляющих права человека.
Кроме того данное правозащитное полномочие имеет и более конкретный смысл, заключающийся в оказании реальной помощи человеку при осуществлении им права на правовую защиту.
Так,
например, Ст.
1 международного акта об Основных принципах, касающихся роли юристов (приняты
восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа 7 сентября 1990 г.), устанавливает, что "Каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства" .
Сюда же включается и исполнение юрисдикционными органами своих обязательств по отношению к требованиям, вытекающим из данного правозащитного полномочия, но не связанным с применением ими мер принуждения (Ст.
12 ГК РФ устанавливает для юрисдикционного органа обязанность признания прав при отсутствии их нарушения, например, при утрате владельцем документов).
Таким образом, правотребование как правозащитное полномочие распространяется на все конкретные жизненные ситуации, в которых защита прав человека не может быть осуществлена без вмешательства компетентного субъекта.
Причем перечень этих жизненных ситуаций не является исчерпывающим и охватывает практику соблюдения всех правозащитных полномочий, вплоть до законности их
320Конституция РФ.
М., 2000.
С.
27.
491 Международная защита прав и свобод человека: Сб.
документов.
М., 1990.
С.
37.


[стр.,167]

ограничения.
Однако, поскольку это правозащитное полномочие вызывается к жизни не нарушением прав человека, а потребностью в их надлежащем исполнении, то и дело до применения мер принуждения здесь не доходит.
3) Возможность человека посредством своих действий осуществлять защиту принадлежащих ему прав (право-поведение).
Это право можно назвать правом самозащиты.
Оно, как и иные правозащитные полномочия, вытекает из ч.

2.
Ст.
45 Конституции РФ, в которой записано: "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными зако-эЧ Л ном" .
Самозащита это любые действия лица, связанные с защитой своих прав от нарушения.
Они противопоставляются действиям, исходящим от государственных и иных компетентных органов .
Таким образом, правоповедение охватывает все действия управомоченного субъекта, которые он осуществляет самостоятельно в целях защиты своих прав.
Эти действия управомоченного субъекта предусмотрены законом и включают подачу им иска или жалобы в соответствующие международные и внутригосударственные судебные и административные органы, а также самостоятельную защиту своих прав в процессе судебного разбирательства (без помощи адвоката) и др.
Однако в специальной литературе встречается и узкое толкование понятия "самозащита".
В этом смысле самозащита характеризуется тем, что, вопервых, управомоченное лицо осуществляет защиту своих прав без обращения к компетентному субъекту, во-вторых, само управомоченное лицо применяет меры защиты, в-третьих, применение мер защиты направлено на устранение реальной угрозы или самого факта нарушения прав управомоченого лица .
Мы поддерживаем такое мнение и присоединяемся к выводу И.Я.
322Конституция РФ.
М., 2000.
С.
27.
Свердлык Г.А., Строунинг Э.Л.
Понятие и юридическая природа самозащиты гражданских прав //Государство и право.
1998.
№ 5.
С.
17.
Усенко М.И.
Гражданско-правовая защита прав и свобод советских граждан // Советский закон и гражданин: Юридический справочник.
В 2-х ч.
/ Под ред.
Б.М.
Бабия.
Киев, 1980.
Ч.
1; Клейн Н.И.
Возникновение граждан

[Back]