Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 17]

л 17 постных ориентаций, глушит индивидуальность, нивелирует личности обучающихся, нс стимулирует развитие их талантов, уникальных способностей.
В демократическом обществе наряду с государственной должна существовать
независимая система образования, в том числе альтернативного, и пусть родители ц дети выбирают ту систему, которая им больше подходит.
Л если одаренные дети из необеспеченных семей не могут оплачивать дорогостоящие частные школы, то они имеют право па дотацию со стороны благотворительных фондов, государства, на стипендию для талантливых детей из слоев, которые имеются во многих элитных школах.
Причем элитные учебные заведения призваны быть маяками всей системы образования, полем для проведения прогрессивных экспериментов.
Многие американские и английские специалисты по социологии образования подчеркивают, что Итон, Харроу (элитные школы), Оксфорд, Кембридж (элитные университеты) в Англии, Гротон и Сент-Поль (элитные средние учебные заведения), университеты «Лиги плюща»
Гарвард, Йель, Принстон * должны не замыкаться в себе, сохраняя свою эзотсричность, но, напротив, выступать моделью, к которой приближается система образования в Великобритании и США.
Многие элитные учебные заведения индустриально развитых стран выступают и в роли спонсоров одаренных детей безотносительно к статусу их родителей элитные школы готовы обучать таких детей бесплатно, даже платить им небольшие стипендии, ибо наличие одаренных детей в привилегированных частных школах способствует подъему уровня обучения в самих этих школах.
А воспитание ярких талантов выгодно
и для всего общества и непосредственно —для спонсоров этих школ, особенно если ими являются крупные корпорации, ибо выпускники этих школ являются базой для пополнения сотрудников этих корпораций или государственных учреждении, с которыми сотрудничают эти корпорации, нс говоря уже о том, что это спонсорство служит улучшению имиджа соответствующей корпорации.
Можно заметить, что картина, рисуемая сторонниками элитного образования,
скорее норматив, идеал, расходящийся с действительностью, но зато *
[стр. 527]

хорошо известны, поскольку это прежде всего марксистские критики.
Их аргументы не лишены оснований.
Но известно также, что эгалитаристские теории в советской педагогике нанесли значительный ущерб качеству образования в нашей стране; они делали среднее образование действительно «средним» в смысле его посредственности, единообразия, униформизма, игнорирования вундеркиндов, которые «ломают строй», и требований к педагогам обращать свое основное внимание и свое время «подтягиванию» отстающих, которые во что бы то ни стало должны получить среднее образование (так, собственно и было в советское время, когда педагоги обязаны были обеспечить получение всеми их учениками среднего образования, что было важнейшим критерием оценки вышестоящими чиновниками их работы).
Теперь выслушаем и другую сторону — сторонников элитного образования, среди которых преобладают специалисты по социологии образования, придерживающиеся консервативной ориентации.
Их аргументы также звучат весьма весомо.
Единая (и единообразная) система обучения не учитывает разнообразия личностных ориентаций, глушит индивидуальность, нивелирует личности обучающихся, не стимулирует развитие их талантов, уникальных способностей.
В демократическом обществе наряду с государственной должна существовать
и независимая от него система образования, в том числе альтернативного образования, и пусть родители и дети выбирают ту систему, которая им больше подходит.
А если одаренные дети из малообеспеченных семей не могут позволить себе оплачивать обучение в дорогостоящих частных школах, то они имеют право на дотацию со сторону государства, благотворительных фондов, на стипендии для талантливых детей из бедных слоев общества которые имеются во многих элитных школах (увы, это не относится к российским элит528

[стр.,528]

ным школам).
Эгалитаристским критикам консерваторы отвечают, что элитные школы — это маяки образования, своего рода поле для экспериментов; эти же школы часто являются спонсорами одаренных детей безотносительно к их статусу — их элитные школы готовы обучать бесплатно и даже платить им стипендии, потому что наличие одаренных детей в привилегированных частных школах способствует подъему уровня обучения в самих этих школах, а воспитание ярких талантов выгодно для всего общества и, прежде всего и непосредственно—для спонсоров этих школ, особенно если ими являются крупные корпорации или государство, потому что выпускники этих школ являются базой для пополнения сотрудников этих корпораций, научных и просветительных учреждений, наконец, служат улучшению имиджа соответствующей корпорации и т.
д.
Многие американские и английские специалисты по социологии образования подчеркивают, что Итон, Харроу (элитные школы) Оксфорд.
Кембридж (элитные университеты) в Англии; Гротон и Сент-Поль (элитные средние учебные заведения), университеты «Лиги плюща»,
такие как Гарвард, Йель, Принстон, Коламбиа в США, должны не замыкаться в себе, но, напротив, выступать моделью, к которой должна приближаться вся система соответственно Великобритании и Соединенных Штатов.
Можно заметить, что картина, рисуемая сторонниками элитного образования,
пожалуй, слишком розовая, это скорее норматив, идеальная модель, расходящаяся с действительностью (особенно российской), но зато служащий определенным ориентиром для образовательной системы.
Можно и нужно выявлять недостатки системы элитного образования в разных странах (в том числе в дореволюционной и в современной России).
Вопрос заключается лишь в следующем: эти недостатки следует выявлять для того, чтобы постараться их т?9

[Back]