Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 18]

служащий определенным ориентиром.
Можно п нужно выявлять недостатки элитного образования в разных странах (вспомним, что и Россия имеет традиции такого образования.
Достаточно назвать знаменитый Царскосельский лицей, давший столько выдающихся деятелей культуры и политики, где соучеником великого Пушкина был и будущий канцлер России Горчаков).
Вопрос заключается лишь в следующем: эти недостатки следует выявлять для того, чтобы их устранять, чтобы скорректировать это образование в соответствии с современными потребностями общества, или же для того, чтобы его отвергнуть в пользу эгалитарного, усредненного образования, столь характерного для СССР.
В стране, движущейся к
рынку, люди все более начинают сознавать, что социальная справедливость это не равенство в нищете, а равенство возможностей, которое неминуемо сопровождается неравенством в результатах деятельности личностей.
Следует развести понятия: «справедливость» и «равенство»,
ибо равенство может быть глубоко несправедливым.
Это в полной мере относится к системе образования.

Реформируя нашу систему образования, безусловно,
стоит изучить и использовать богатый опыт элитного образования Англии, Германии, Франции, США, дореволюционной России.
Хотя слепо копировать этот опыт и не следует.
Элитарное образование образование детей узкого круга, в который входят люди по критериям знатности
и богатства.
Социологи обычно различают элиту «кропи» (критерий знатности, господствующий в традиционном обществе), элиту богатства (в индустриальном обществе) и элиту знания (в информационном обществе).
Поскольку
элитарное образование образование для выходцев из узкого круга, оно несправедливо, оно расточительно для общества: ведь в этом случае теряются таланты детей, семьи которых не входят в элиту общества.
Напротив, элитное образование, помимо того, что это образование самого высокого уровня, характеризуется тем, что
его критерием являются способности, таланты детей; оно не должно зависеть от происхождения и богат
[стр. 529]

устранять, чтобы скорректировать эту систему образования с современными потребностями общества, или же для того, чтобы его отвергнуть в целом в пользу эгалитарного, усредненного образования, которое, как мы видели, было столь характерно для СССР.
В стране, движущейся к
рыночному хозяйству, люди все более четко начинают сознавать, что социальная справедливость — это не равенство всех в нищете, а равенство возможностей, которое неминуемо сопровождается неравенством в результатах деятельности отдельных личностей.
Следует развести понятия: «справедливость» и «равенство»,
так как равенство может быть глубоко несправедливым.
Это в полной мере относится к системе образования.

Ведь если, к примеру, в начальной школе для всех — и для тех, в ком дремлет гений Моцарта, и для тех, кому «медведь на ухо наступил»,— существует единая норма —45 минут в неделю —урока музыки, то это, разумеется, равенство, но равенство вульгарное.
Это отнюдь не справедливость — ни по отношению к личности (не дает ей возможности развивать свои способности), ни по отношению к обществу (лишает его талантов и успехов, которые могли бы быть достигнуты этими талантами).
Это псевдоравенство.
Реформируя нашу систему образования, безусловно,
следует изучить и использовать богатый опыт элитного образования США, Англии, Германии, Франции и, конечно же, опыт дореволюционной России.
Но, повторяем, слепо копировать этот опыт нам не следует.
Но пока мы еще не ответили на поставленный нами вопрос: справедливо ли элитное образование? Для его решения прежде всего и предлагается различение элитного (открытого) и элитарного (закрытого) образования.
Элитарное образование — образование детей узкого круга, в который входят люди по критериям знатности,
богатства, связям.
Социологи обычно различают «элиту крови» (критерий знатности, господствующий в 530

[стр.,530]

традиционном обществе), элиту богатства (критерий, основной для индустриального общества) и элиту знаний (становящийся приоритетным в информационном обществе).
Поскольку
элитное образование—образование для выходцев из узкого круга, оно, на наш взгляд, несправедливо, оно расточительно для общества: ведь в этом случае теряются таланты детей, семьи которых не входят в элиту общества или не могут себе позволить дать детям дорогостоящее частное образование.
Напротив, элитное образование, помимо того, что это образование самого высокого уровня, характеризуется тем, что
главным его критерием являются способности, таланты детей; оно не должно зависеть от происхождения и богатства родителей.
Для усвоения знаний и ценностей, предлагаемой этой системой образования, необходим высокий уровень интеллектуальных способностей.
Различие между элитарными и элитными школами видно хотя бы из того, что отпрыски богатых семей, поступив в элитную школу, просто не смогут в ней учиться, если не обладают достаточными интеллектуальными способностями, Из такой школы они просто вынуждены будут уйти, поскольку в ней они «не потянут», даже если их родители и заплатили немалые деньги за их обучение.
Можно видеть, что элитарное образование сопряжено с системой закрытого рекрутирования элит, в то время как элитное образование — с системой открытого ее рекрутирования.
Дискуссионным является и другой вопрос: правильно ли считать, что дифференциация образования и создание элитных школ служит укреплению и закреплению существующей социальной стратификации общества и уже поэтому не отвечает принципам и нормам социальной справедливости.
Или же, напротив, более корректным является утверждение, что хорошее образование—один из важнейших каналов усиления соци531

[Back]