Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 19]

19 стпа родителей.
Для усвоения ценностей, предложенных этой системой образования, необходим высокий уровень способностей.
Различие между элитарными и элитными школами видно хотя бы из того, что отпрыски богатых семей, поступив в элитную школу, просто не смогут в ней учиться, если не обладают
высокими интеллектуальными способностями.
Из такой школы они просто вынуждены будут уйти,
ибо «не тянут», даже если их родители и заплатили немалые деньги за их обучение.
Можно видеть, что элитарное образование сопряжено с системой закрытого рекрутирования элит, в то время как элитное образование с системой открытого ее рекрутирования.

Такой подход делает дискуссионным и другой вопрос правильно ли считать, что дифференциация образования и создание элитных школ служит закреплению и углублению социальной стратификации общества и уже, поэтому нс отвечает принципам справедливости.
Или, напротив, более корректным является утверждение, что хорошее образование один из важней* ших каналов усиления социальной мобильности в обществе (большинство социологических исследований подтверждают вторую точку зрения).
Обратимся к выяснению соотношения двух рассматриваемых нами видов образования
элитарного и элитного.
Можно показать, что они соотносятся как два пересекающихся круга, у которых часть площади общая.
Элитарное образование может быть одновременно и
элитным и наоборот.
Собственно, элитарное образование, в определенной
мерс почти всегда является элитным (хотя бы с точки зрения его качества).
Болес того, можно утверждать, что элитное образование исторически возникло и развивалось в рамках элитарного (иначе и быть не может в условиях социально дифференцированного общества).
И если попытаться выявить историческую тенденцию, можно отметить, что постепенно круг детей, получающих элитное образование, расширялся и изменялся структурно: все большую роль при этом играли способности, и все меньшую знатность
и богатство родителей.
Можно сказать, что дифференциация обучения вообще и элитное образование как
его *
[стр. 530]

традиционном обществе), элиту богатства (критерий, основной для индустриального общества) и элиту знаний (становящийся приоритетным в информационном обществе).
Поскольку элитное образование—образование для выходцев из узкого круга, оно, на наш взгляд, несправедливо, оно расточительно для общества: ведь в этом случае теряются таланты детей, семьи которых не входят в элиту общества или не могут себе позволить дать детям дорогостоящее частное образование.
Напротив, элитное образование, помимо того, что это образование самого высокого уровня, характеризуется тем, что главным его критерием являются способности, таланты детей; оно не должно зависеть от происхождения и богатства родителей.
Для усвоения знаний и ценностей, предлагаемой этой системой образования, необходим высокий уровень интеллектуальных способностей.
Различие между элитарными и элитными школами видно хотя бы из того, что отпрыски богатых семей, поступив в элитную школу, просто не смогут в ней учиться, если не обладают
достаточными интеллектуальными способностями, Из такой школы они просто вынуждены будут уйти, поскольку в ней они «не потянут», даже если их родители и заплатили немалые деньги за их обучение.
Можно видеть, что элитарное образование сопряжено с системой закрытого рекрутирования элит, в то время как элитное образование — с системой открытого ее рекрутирования.

Дискуссионным является и другой вопрос: правильно ли считать, что дифференциация образования и создание элитных школ служит укреплению и закреплению существующей социальной стратификации общества и уже поэтому не отвечает принципам и нормам социальной справедливости.
Или же, напротив, более корректным является утверждение, что хорошее образование—один из важнейших каналов усиления соци531

[стр.,531]

альной мобильности в обществе, служит как своеобразный социальный лифт, поднимающий людей снизу в более высокие страты общества (большая часть современных социологов придерживается последней точки зрения).
Не предвосхищая ответ на этот вопрос, обратимся к выяснению соотношения двух рассматриваемых нами видов образования — элитного и элитарного.
Можно показать, что они соотносятся как два пересекающих круга, у которых часть площади — общая.
Элитарное образование может быть одновременно и
элитарным и наоборот.
Собственно, элитарное образование в определенной
мере почти всегда является элитным (хотя бы с точки зрения его качества).
Более того, можно утверждать (и мы это уже видели выше), что элитное образование исторически возникло и развивалось в рамках элитарного (иначе и быть не может в условиях социально дифференцированного общества).
И если попытаться выявить историческую тенденцию, можно отметить, что постепенно круг детей, получающих элитное образование, расширялся и изменялся структурно: все большую роль при этом играли способности, и все меньшую — знатность,
богатство, связи родителей.
Можно сказать, что дифференциация обучения вообще и элитное образование как
ее момент соответствуют важнейшей тенденции современной цивилизации — процессу индивидуализации.
Однако наряду с общими элементами между элитарным и элитным образованием существуют различия, перерастающие в противоположность, и это позволяет нам классифицировать первое как несправедливое, а второе — как соответствующее современным представлениям о социальной справедливости.
Таким образом, мы выяснили, в чем главный недостаток и, более того, порок элитарного образования.
И нам следует принять меры против существования этого 532

[Back]