25 просматривающейся классовой структурой классического буржуазного общества или традиционного общества, и местом правящих групп в них. Как современные расширенные версии меритократического подхода, когда в качестве элиты можно интерпретировать более значительный круг претендентов (что связано с повышением образовательного уровня населения), можно назвать функционально-технологические концепции элиты, появившиеся в 40-50 гг, XX в. Среди основателей этих теорий можно назвать Т. Веблена, Дж. Бернхема, Д. Белла, Дж. Гелбрейта и др. Следует заметить, что один из основателей этих теорий Т. Веблен считал, что, поскольку главную роль в современнОхМ производстве играет инженерно-техническая интеллигенция, то именно она и должна быть элитой общества. В свете наших предположений, в этом общественном сегменте чрезвычайно высока роль и место образовательных технологий. Дж. Бернхэм в своем программном произведении «Менеджерская революция»1 утверждал, что на смену капитализму придет не социализм, а «менеджеризм». По его мнению, менеджерская революция приведет к власти новый правящий класс элиту управляющих, для которых характерен высокий уровень образования. Бели Веблсн призывал инженеров и техников оттеснить бизнесменов и взять в свои руки руководство индустрией и социальной жизнью в целом, то Бернхэм считал неправомерным относить к элите рядовых инженеров и техников. Он именует их просто «квалифицированными исполнителями». К элите менеджеров он относит директоров, председателей советов, президентов крупнейших корпораций тех, кто «фактически управляет процессом производства, независимо от юридической и финансовой формы индивидуальной, корпоративной, правительственной». Бернхэм выдает менеджеров за «новый класс», нс связанный с капиталистами, а рекрутируемый из всех классов общества, вбирающий в себя наиболее способных людей. Положение, роль и функции менеджеров, по его мнению, ни в коей .мере не зависят от сохранения капиталистической собст-1 1Burnham). The Manageria Revolution. N.-Y., 1941. |
19 идейного влияния и какими средствами следует вести борьбу с господствующей властью и как обустроить структуру новой власти. Определенное место в духовно-идеологическом процессе отводилось поэтому элите культуры. Правда, эта роль трактовалась весьма утилитарно. Постепенный отход от чисто властно-диспозиционного и этакратического понимания элиты и переход к меритократическому, существенно расширявшему круг претендентов на место в элите, был связан со значительными изменениями как в самом обществе (демократизация, менеджеризация, научно-техническая революция), так и во взглядах на природу политической власти. Здесь, прежде всего, мы должны отдать должное функциональнотехнологическим концепциям элиты, появившимся в 40-50 гг. XX в. (Т. Веблен, Дж. Бернхем, Д. Белл, Дж. Гелбрейт и др.). Один из основателей этих теорий Т. Веблен считал, что, поскольку главную роль в современном производстве играет инженерно-техническая интеллигенция, то именно она и должна быть элитой общества. Эти взгляды носили печать утопизма. И не случайно, что в годы «великой депрессии» 1929-1932 гг. перепуганная бизнес-элита относила Веблена и его сторонников к «розовым», поскольку те отстаивали идеи демократизации управления, ^ необходимости передать бразды правления профессионалам-управленцам под угрозой забастовок и смут, прежде всего из технической интеллигенции. Второе поколение сторонников технологического детерминизма возглавил Дж. Бернхэм, который в своем программном произведении «Менеджерская революция»1утверждал, что на смену капитализму придет не социализм, а «менедэюеризм». По его мнению, менеджерская революция приведет к власти новый правящий класс —элиту управляющих. Если Веблен призывал инженеров и техников оттеснить бизнесменов и взять в свои руки руководство индустрией и социальной жизнью в целом, то Бернхэм считал непра1ВигпЬаш }. ТЬе М апа§ет Ксуо1иПоп N -У., 1941. номерным относить к элите рядовых инженеров и техников. Он именует их просто «квалифицированными исполнителями». К элите менеджеров он относит директоров, председателей советов, президентов крупнейших корпораций -тех, кто «фактически управляет процессом производства, независимо от юридической и финансовой формы индивидуальной, корпоративной, правительственной». Ссылаясь на разделение собственности и контроля, Бернхэм утверждал, что в индустриально развитых странах произошло «отчуждение» функции управления от функции собственности и что первая приобрела решающее значение. Отсюда вывод: подлинной элитой являются не капиталисты, а управляющие и высшее звено администрации. Бернхэм выдает менеджеров за «новый класс», не связанный с капиталистами, а рекрутируемый из всех классов общества, вбирающий в себя наиболее способных людей. Положение, роль и функции менеджеров, по его мнению, ни в коей мере не зависят от сохранения капиталистической собственности, они связаны с расширением государственного регулирования экономики. Государственно-монополистические тенденции рассматриваются как фактор подрыва устоев капитализма. К «новой элите» Бернхэм относит, помимо управляющих промышленными корпорациями, руководителей правительственных учреждений. Он пишет, что в менеджерском обществе происходит политизация всех сторон жизни. В капиталистическом обществе политика и экономика —отдельные сферы социальной жизни, в «менеджерском» это различие исчезает, равно как и границы между политиками и «капитанами индустрии». Капиталисты контролируют государство косвенно, менеджеры непосредственно. Если в капиталистическом обществе власть сосредоточена в парламентах, то в менеджерском в административных органах. Идеал общественного устройства Бернхэм видит в государственномонополистическом капитализме, при котором элита менеджеров управляет |