Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 72]

72 ход отвечает современным представлениям о демократии, о правах человека.
Но вернемся к проблеме единообразия» одинаковости средних школ со* ветского периода.
Уже тогда передовая педагогическая общественность сараны ставила вопрос о том, как уйти от этого единообразия.
Определенным ориентиром в этом отношении стало создание специальных математических школ, таких, например, как математическая школа при МГУ, в которую принимались талантливые дети со всей страны, и где преподавали даже ведущие профессора МГУ, или балетных школ типа школы при Большом театре, художественных школ, куда также отбирались талантливые дети, проходившие конкурс, музыкальные школы, наконец, спецшколы с углубленным изучением иностранных языков.
Но все это было частичным решением указанной проблемы.
Важным путем общего
сс решения является дифференциация школьного обучения и, прежде всего, создание элитных школ.
Но в полный рост эта проблема встала уже в постсоветский период.
Но
'гут возникает вопрос, весьма болезненный для российского менталитета: совместимо ли создание элитных школ с социальной справедливостью и демократическими ценностями? Здесь, опираясь на мировой и отечественный опыт, необходимо подчеркнуть, что по мере развития постепенно круг детей, получающих элитное образование, расширялся и изменялся структурно: все большую роль при этом играли способности, и все меньшую знатность, богатство, связи родителей.
Можно сказать, что дифференциация обучения вообще и элитное образование как
ес момент соответствуют важнейшей тенденции современной цивилизации процессу индивидуализации.
Поэтому необходимо расширение элитного образования при отсечении элитарного во имя развития творческих способностей личности, во имя принципов демократии и социальной справедливости.
Нужно
отмстить в этой связи, что именно на движение к большей социальной справедливости направлено решение Министерства образования Российской Федерации о постепенном введении с 2001 года единого государственного экзамена для выпускников школ, по результату которого без
[стр. 526]

ленным ориентиром в этом отношении стало создание специальных математических школ, таких, например, как математическая школа при МГУ, в которую принимались талантливые дети со всей страны и где преподавали даже ведущие профессора МГУ, или балетных школ типа школы при Большом театре, художественных школ, куда также отбирались талантливые дети, проходившие конкурс, музыкальные школы, наконец, спецшколы с углубленным изучением иностранных языков.
Но все это было частичным решением указанной проблемы.
Важным путем общего
ее решения является дифференциация школьного обучения и, прежде всего, создание элитных школ.
Но в полный рост эта проблема встала уже в постсоветский период.
Но
тут возникает вопрос, весьма болезненный для российского менталитета: совместимо ли создание элитных школ с социальной справедливостью? 4.
ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ Вопрос о дифференциации образования, о справедливости или несправедливости существования элитных школ довольно продолжительное время обсуждается в мировой литературе по социологии образования.
В ней выявились два альтернативных подхода.
Эгалитаристские критики элитного образования используют следующие аргументы: наличие элитных школ —это вызов демократии, это пережиток аристократических времен, это социальный атавизм; элитные школы вредны, потому что они ставят детей в неравные условия, потому что они воспроизводят и поддерживают, закрепляют систему социально классового неравенства.
Собственно, аргументы критиков элитарного образования нам 527

[стр.,531]

альной мобильности в обществе, служит как своеобразный социальный лифт, поднимающий людей снизу в более высокие страты общества (большая часть современных социологов придерживается последней точки зрения).
Не предвосхищая ответ на этот вопрос, обратимся к выяснению соотношения двух рассматриваемых нами видов образования — элитного и элитарного.
Можно показать, что они соотносятся как два пересекающих круга, у которых часть площади — общая.
Элитарное образование может быть одновременно и элитарным и наоборот.
Собственно, элитарное образование в определенной мере почти всегда является элитным (хотя бы с точки зрения его качества).
Более того, можно утверждать (и мы это уже видели выше), что элитное образование исторически возникло и развивалось в рамках элитарного (иначе и быть не может в условиях социально дифференцированного общества).
И если попытаться выявить историческую тенденцию, можно отметить, что постепенно круг детей, получающих элитное образование, расширялся и изменялся структурно: все большую роль при этом играли способности, и все меньшую — знатность, богатство, связи родителей.
Можно сказать, что дифференциация обучения вообще и элитное образование как
ее момент соответствуют важнейшей тенденции современной цивилизации — процессу индивидуализации.
Однако наряду с общими элементами между элитарным и элитным образованием существуют различия, перерастающие в противоположность, и это позволяет нам классифицировать первое как несправедливое, а второе — как соответствующее современным представлениям о социальной справедливости.
Таким образом, мы выяснили, в чем главный недостаток и, более того, порок элитарного образования.
И нам следует принять меры против существования этого 532

[стр.,532]

явления, тем более, что оно дает о себе знать в нашей стране, как в условия былой советской системы, так и продолжает существовать в постсоветской системе.
Мы имеем в виду престижные полузакрытые школы, в которые детей зачисляют «по блату» или за взятку, престижные вузы, где несравненно большие шансы поступить в них имеют дети, родители которых могут нанимать дорогостоящих репетиторов (преимущественно из числа преподавателей именно этих вузов), одним словом, при приеме в которые имеет место скорее «конкурс родителей», чем детей.
Ныне положение изменилось лишь в том смысле, что место старой партократической элиты заняла элита «демократических» чиновников и бизнес-элита.
Итак, нам необходимо расширение элитного образования при отсечении элитарного — во имя развития творческих способностей личности, во имя принципов демократии и социальной справедливости.
Нужно
отметить в этой связи, что именно на движение к большей социальной справедливости направлено решение Министерства образования Российской Федерации о постепенном введении с 2001 года единого государственного экзамена для выпускников школ, го результату которого без приемных экзаменов их будут зачислять в вузы.
Несправедливо, когда немногие выпускники школ имеют возможность заниматься с репетиторами, которые не столько дают знания, сколько «натаскивают» к экзаменам в конкретный вуз.
Новые правила направлены на выравнивание возможностей выпускников провинциальных школ для поступления в столичные вузы, в том числе элитные.
Совершенно очевидно, что ныне и в обозримом будущем общество не сможет функционировать без элиты.
Значит, квалифицированную элиту, ориентированную на высокие гуманистические ценности, нужно готовить, причем готовить загодя, по возможности плано533

[Back]