Проверяемый текст
Сава, Сергей Тимофеевич; Механизмы рекрутирования современных российских политических элит в условиях переходных социально-политических процессов (Диссертация 2004)
[стр. 78]

78 проблема ощущается и самими представителями административнополитической элиты.
Так, последний опрос 2005 г.
среди экспертов и представителей административной элиты г.
Ростова-иа-Дону показал, что «важнейшей мерой для улучшения качественного состава управленческих элит города 52% нынешних элит считают «конкурсный отбор на основе принципов профессионализма и компетентности».
А 29,81% считают необходимым в этой связи «повышение образовательного уровня»1.
Рассмотрим сначала ряд субъективных характеристик исследуемого процесса.
Говоря об образовательном усовершенствовании современной российской элиты интересен следующий факт: для нынешней элиты характерна следующая характерная черта «наличие довольно значительной «разбавленности» (в 25-30%) представителей элиты, которые взяли старт уже в современных органах управления или в научно-образовательных учреждениях.
Это более мощная когорта, имеющая гуманитарное (экономическое, юридическое) образование, специалистов, прошедших начальную «школу» профессиональной деятельности на низовых управленческих или обслуживающих систему управления должностях, или в коммерческих структурах»*2.

Это говорит о больших возможностях интенсификации образовательного процесса в сфере элитного рекрутинга.
Значительный опыт исследовательской работы СКАГС в элитной среде Южного федерального округа демонстрирует следующие образовательные потребности и запросы региональных элит.
Изучение уровня и профиля образования показывает значительные сдвиги в сторону гуманитаризации по сравнению с данными о региональных элитах начала 90-х годов.
Около половины представителей современных республиканских элит имеют ныне гуманитарное, экономическое, юридическое образование (прежде всего в качестве второго высшего образования).
Источников продолжающегося процесса гуманитаризации два: пополнение состава администраций специалистами с со'
Лсдсмева В.В.
Элита г.
Ростопа-ма-Дону: структура и характеристики.
Ростов и'Д.
2005.
С.
23.
2Профессионализм административно-политичсских злит (фнлософско-сошюлогичсскич и ахмсологическнП подходы).
Ростоп к/Д.
2001.
С.
327.
[стр. 116]

116 ный опрос высшего и среднего административного звена ряда республик Северного Кавказа: Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии на основе анкеты «Руководящие кадры государственного управления: проблемы становления и развития».
Общее число опрошенных около 200 человек.
В число опрошенных вошли руководящие работники республиканских администраций, главы и заместители администраций ряда городов и районов.
Полученные данные позволяют проанализировать ценностные ориентации, социальные ожидания и мотивы профессиональной деятельности, приоритеты и оценки «составляющих» карьерной лестницы у региональных административно-политических элит республик Северного Кавказа и сравнить их з показателями элит «русскоязычных регионов».
Трудовую деятельность подавляющее большинство представителей элиты начинало с низовых должностей в производственных коллективах.
Около 29% рабочими, 29% —служащими госучреждений, 17% рядовыми колхозниками и немногим менее 15% работниками научных и образовательных учреждений.
По показателю «социальное происхождение и начало трудовой биографии» мы имеем дело пока еще с типичной биографией представителей советских элит.
Современная ее отличительная черта —наличие довольно значительной «разбавленности» (в 25-30%) представителей элиты, которые взяли старт уже в современных органах управления или в научнопбразовательных учреждениях.
Это более мощная когорта, имеющая гуманитарное (экономическое, юридическое) образование, специалистов, прошедших начальную «школу» профессиональной деятельности на низовых управленческих или обслуживающих систему управления должностях, или в коммерческих структурах.

По происхождению региональные элиты республик Юга России в значительной мере связаны с советской номенклатурной элитой.
Около 47% опрошенных отмечают, что наиболее значимый для них опыт управленческой деятельности был получен ими на партийно-комсомольской и советской ра

[стр.,126]

влияние в регионе при определенных обстоятельствах наряду с губернатором может иметь его команда, способная претендовать на собственную политическую игру, если ослабевает влияние лидера.
Существенное значение имеет в обеспечении качественного состава элит, и соответственно одно из центральных мест в механизмах рекрутации занимает элитная кадровая политика и образовательная подготовка резерва и представителей элит.
Показательны образовательные потребности и запросы региональных элит.
Изучение уровня и профиля образования показывает значительные сдвиги в сторону гуманитаризации по сравнению с данными о региональных элитах начала 90-х годов.
Около половины представителей современных республиканских элит имеют ныне гуманитарное, экономическое, юридическое образование (прежде всего в качестве второго высшего образования).
Источников продолжающегося процесса гуманитаризации два: пополнение состава администраций специалистами с соответствующим
базовым образованием и получение второго, гуманитарного образования технократическим слоем элиты.
Можно предположить, что если темпы происходящих изменений сохранятся (около 3-5% в год), то среднеевропейских стандартов в области базового образования региональные элиты республик Северного Кавказа достигнут около 2008-2010 гг.
(через 5-6 лет).
Отвечая на вопрос о степени соответствия квалификации своей должности, 76,3% представителей элитного слоя указывают1 без сомнения на их совпадение.
Это достаточно высокий уровень самооценки, в особенности если иметь в виду отмеченные выше резервы гуманитаризации образовательного потенциала элит.
Переход к рыночным методам экономики и демократическому правовому обществу требует от ответственных работников органов власти и управления глубоких профессиональных знаний в области экономики и права, управления и социальной психологии.
И хотя подавляющее большинство 1См Проблемы эффективности Ростов н/Д , 2003.

[Back]