Проверяемый текст
Родионова, Людмила Николаевна; ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ (Диссертация 1998)
[стр. 111]

110 Компании формировались не по принципу добровольности, хотя процедура оформления требовала так называемого решения трудового коллектива и согласия администрации.
Это был Указ Президента России о том, что надо формировать вертикально интегрированные компании, разработать концепцию управления нефтяным комплексом и завершить структурирование.

Однако окончание формирования структур нефтяных компаний
«на бумаге» вовсе не означает автоматического возникновения внутри них управленческих, производственных и финансовых взаимосвязей как по вертикали (между холдингом и дочерними АО), так и по горизонтали (то есть, в рамках технологической цепочки).
Преимущества вертикальной интеграции приватизированных
компаний: • позволяет сохранить и установить на постоянной основе связи между предприятиями, относящимися к последовательным стадиям одного технологического процесса: добыча переработка сбыт; • вертикальноинтегрированные компании имеют большой потенциал в привлечении инвестиций в объеме, необходимом для модернизации производства; • повышает конкурентоспособность компании в международном бизнесе, большинство участников которого вертикально-интегрированные компании.
• большинство недавно сформированных российских НК находятся на стадии поиска оптимальных схем реализации стратегии инвестирования.

Очевидное преимущество вертикальной интеграции в России связано в том числе с процессом перераспределения собственности.
Перехват контроля над поставщиком или потребителем означает остановку всей вертикальноинтегрированной цепочки (если ставится задача оказать давление).
Случаи «сырьевого» давления на конкурентов или на акционера, не желающего уступить контроль, многочисленны и хорошо известны.
«Угольная война» 2000-20001 гг.
между крупнейшими металлургическими компаниями черной и цветной металлургии прямо связана со стремлением регулировать объемы добычи, поставки и цены, а также обеспечить эффективное давление на электроэнергетические компании.
Общий принцип структурного построения нефтяных холдингов сравнительно прост.
Все вертикально интегрированные нефтяные компании формируются преимущественно на базе одного или нескольких акционерных обществ, которые создают основу для поддержания технологического процесса, определяют производственную
«специализацию», а также привязывают новую структуру к определенной территории.
Для современных российских нефтяных холдингов характерна довольно строгая ориентация на полноту и завершенность технологического цикла от
«скважины до бензоколонки».
Еще одна особенность нефтяных холдингов наделение их функциями, которые до недавнего времени находились в исключительной компотенции
правительства и ряда отраслевых министерств: экспорт нефти и разработка нефтегазовых месторождений.
[стр. 237]

236 5.4.
Финансово-промышленные группы в отраслях ТЭК Особенности акционирования и приватизации предприятий нефтяной отрасли России впервые были определены Указом Президента РФ от 17 ноября 1992 г.
№ 1403.
Указ стал законодательной основой для образования первых крупнейших интегрированных компаний “Лукойл”, “Юкос”, ‘‘Сургутнефтегаз”, а также транспортных компаний “Транснефть” и “Транснефтепродукт”.
Предполагалось, что с течением времени из 259, находящихся в управлении ГП “Роснефть” АО будут формироваться нефтяные компании, заключающие в себе полную технологическую цепочку от нефтяной скважины до бензоколонки.
В рамках реализации этой стратегии в 1994-95 годах были учреждены еще 10 нефтяных компаний: “Востсибнефтегаз”, “Восточная нефтяная компания”, “КомиТЭК” “НОРСИ-Ойл”, “Сибнефть”, “Сибур” “Сиданко”, “Славнефть”, “Онако” и “Тюмен-ская нефтяная компания”.
Необходимо отмстить, что закрепление в государственной собственности контрольного пакета на предприятиях по добыче, переработке, транспортировке и сбыту нефти на три года является обязательным.
Поэтому контрольный пакет должен оформляться либо в виде 38или 51-процентной доли обыкновенных акций, либо “золотой акции”.
Кроме того, процесс передачи “Роснефтью” пакетов акций нефтяным компаниям был обратимым “Роснефть” могла “забрать” у нефтяной компании то или иное предприятие.
Компании формировались не по принципу добровольности, хотя процедура оформления требовала так называемого решения трудового коллектива и согласия администрации.
Это был Указ Президента России о том, что надо формировать вертикально интегрированные компании, разработать концепцию управления нефтяным комплексом и завершить структурирование.

Концепцию до сих пор не разработали, но структурирование завершилось.


[стр.,238]

Однако окончание формирования структур нефтяных компаний “на бумаге” вовсе не означает автоматического возникновения внутри них управленческих, производственных и финансовых взаимосвязей как по вертикали (между холдингом и дочерними АО), так и по горизонтали (то есть, в рамках технологической цепочки).
Преимущества вертикальной интеграции приватизированных
компании: • позволяет сохранить и установить на постоянной основе связи между предприятиями, относящимися к последовательным стадиям одного технологического процесса: добыча переработка сбыт; • вертикальноинтегрированные компании имеют большой потенциал в привлечении инвестиций в объеме, необходимом для модернизации производства; • повышает конкурентоспособность компании в международном бизнесе, большинство участников которого вертикальноинтегрированные компании.
• большинство недавно сформированных российских НК находятся на стадии поиска оптимальных схем реализации стратегии инвестирования.

Общий принцип структурного построения нефтяных холдингов сравнительно прост.
Все вертикально интегрированные нефтяные компании формируются преимущественно на базе одного или нескольких акционерных обществ, которые создают основу для поддержания технологического процесса, определяют производственную
“специализацию”, а также привязывают новую структуру к определенной территории.
Для современных российских нефтяных холдингов характерна довольно строгая ориентация на полноту и завершенность технологического цикла от
“скважины до бензоколонки”.
Еще одна особенность нефтяных холдингов наделение их функциями, которые до недавнего времени находились в исключительной ком


[стр.,239]

петенции правительства и ряда отраслевых министерств: экспорт нефти и разработка нефтегазовых месторождений.
Статистика Союза нефтегазопромышленников за два последних года показывает, что в среднем созданные нефтяные компании работают лучше остальных предприятий этого сектора экономики.
Однако спад испытывают даже лучшие компании, причем большинство из них запланировало снижение объемов производства и на 1997 год.
В НК “Сургутнефтегаз” и “ЮКОС” прослеживается определенная потенциальная возможность интеграции и логика близость переработки и сбыта, но эти компании были созданы первыми из существующих НК.
“Венцом” же стала “СИДАНКО”, имеющая разбросанную и слабо связанную структуру (добыча в Западной Сибири, НПЗ в Саратове и Ангарске, а сбыт на Сахалине).
Сейчас в “СИДАНКО” наблюдается ориентация на Дальний Восток.
До сих пор компании были ориентированы именно на экстенсивный путь развития: зачем наращивать собственные добычу и разведку, если ресурсы можно увеличить практически бесплатно, присоединив к себе какоенибудь предприятие из “недоделенных” Однако даже у достаточно сбалансированных по структуре “ЛУКОЙЛа” и “ЮКОСа” технологические * связи не отлажены: только 7 9 % собственной нефти доходит в виде нефтепродуктов до собственных же сбытовых организаций.
Показатели “ЮКОСа” свидетельствуют, что жестких технологических связей в рамках компании нет: если на НПЗ компании поступает четверть добытой нефти (с присоединением к компании АО “Самаранефтегаз” картина может измениться), то на другие НПЗ 44%.
При этом мощности своих заводов недогружены.
Это обычная ситуация для нефтяных компаний, и, несмотря на попытки усилить внутренние технологические связи, положение сильно не изменилось.
Для добывающих предприятий и НПЗ не существует никаких налоговых преимуществ в отношении поставок: давать ли сырье на свои предприятия или на чужие.
238

[Back]