Проверяемый текст
Родионова, Людмила Николаевна; ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ (Диссертация 1998)
[стр. 81]

80 В залоговых аукционах проявился олигархический характер современной российской экономики: победили банки, связанные с государством.
Кредиты не возвращены, поскольку денег у государства нет, и соответствующие расходы
не предусмотрены бюджетом.
Но банки не торопятся продавать залоговые пакеты, что, видимо, является свидетельством все более явственной тенденции к интеграции финансовых и производственных капиталов.

В ряде случаев контролирующим группам требовались ресурсы для расчетов по кредитам, полученным для покупки контроля над предприятиями: осуществлялась концентрация прибыли за рубежом путем трансфертного ценообразования с последующей конвертацией рублей и незаконного вывоза валюты (крупные западные банки и оффшорные финансовые структуры, схемы с покупкой российскими резидентами «ценных бумаг» у неризидентов), а также путем вывода прибыли через внешний и внутренний толлинг и занижение экспортных цен; полученные таким образом средства распределялись соответственно приоритетам групп через подконтрольные оффшорные компании.
В некоторых ситуациях деньги выводились на личные счета хозяев групп, но в большинстве случаев крупные группы расходовали их главным образом на «производственные» цели.
В 1997-2001 годах «производственное» использование средств подразумевало выкуп долей миноритарных, а в ряде случаев и контролирующих акционеров крупные группы потратили миллиарды долларов.
Следует отметить, что эти средства в подавляющем большинстве безвозвратно ушли из России.
Другой группой акционеров, у которых контролирующим группам пришлось выкупать пакеты акций, стали иностранные инвесторы, получившие их в ходе первой волны приватизации.
Кроме выкупа акций, контролирующие группы сокращали миноритарные интересы в компаниях и другими способами — путем размывания долей миноритарных акционеров в ходе дополнительных эмиссий акций, банкротства подконтрольных предприятий (предварительно получая контроль над основной суммой кредиторской задолженности), проводя обмены акций в свою пользу.
Сравнительная легкость этого процесса концентрации своих экономических интересов была связана с крайне низкой ценностью миноритарных пакетов акций практически вся прибыль компаний концентрировалась контролирующими группами в безналоговых зонах, фирмах-однодневках, зарубежных трейдерах и толлингерах.
Капитализация большинства российских компаний была крайне мала отчасти в связи с таким «ограблением» компаний, а отчасти в связи с полным упадком рынка после кризиса 1998 г.
и ухода из России практически всех иностранных инвесторов.
2001 год стал в определенном смысле завершающим для описанной выше эпохи1.
Каковы текущие и среднесрочные институциональные тенденции? 1 Подробно о тенденциях консолидации и интеграции 1998-2000 гг.
см.: Российская экономика в 2000 году.
Тенденции и перспективы.
М.
ИЭПП.
2001.
[стр. 215]

в госсобственности пакеты акций привлекательных для инвесторов компаний (20 % капиталов целлюлозно-бумажной промышленности, 15 % металлургии, 38 % систем связи и телекоммуникаций, 55 % машиностроения, 42 %нефтеи газодобычи) [66] стали предметом ожесточенной борьбы желающих участвовать в залоговых аукционах с возможностью последующего выкупа.
Реально система управления государственной собственностью скорее направлена на обеспечение интересов отдельных лиц, а не экономики в целом это подтверждают схемы поведения представителей государства в АО, фактически отдающие решение всех стратегических и текущих вопросов в руки менеджмента и сводящие к минимуму учет интересов государства как собственника.
В залоговых аукционах 1995 г.
проявился олигархический характер современной российской экономики: победили банки, связанные с государством.

Правовое несовершенство аукционов вызвало сильный общественный резонанс, плоть до требований отмены их результатов.
По уточненным условиям залоговых аукционов 1995 г.
залогодержатель, не получивший возврата кредита от заемщика (правительства) до 1.01.1996 г.
имеет право продать предмет залога, то есть госпакеты акций.
Кредиты не возвращены, поскольку денег у государства нет, и соответствующие расходы
1.
не предусмотрены бюджетом.
Но банки не торопятся продавать залоговые пакеты, что, видимо, является свидетельством все более явственной тенденции к интеграции финансовых и производственных капиталов.

Следует отметить, если в пору залоговых аукционов казалось, что основными ‘‘концентраторами” промышленности будут крупнейшие банки, то в 1996 г.
выяснилось, что есть игроки и посильнее могучая тройка наших естественных монополий: газовики, энергетики и железнодорожники.
Тарифная и товарно-кредитная политика “Большой тройки” (по меткому замечанию журналистов) стали одной из причин всеобщего кризиса неплатежей, в результате которого собственность подавляющего большинства российских предприятий “потекла” в закрома “Большой тройки”.
Про

[Back]