Проверяемый текст
Алиев Али Абакарович. Эпизоотологический надзор при зоонозных инфекциях в условиях Северного и Северо-Западного регионов РФ (Диссертация 2005)
[стр. 11]

11 Принципиально новые разработки, касающиеся эпидемического процесса, выдвигаются на передний план: – это теория соответствия (В.И.
Покровский, Ю.П.
Солодовников, 1978); – теория саморегуляции эпидемического процесса (В.Д.
Беляков, 1975– 1983) как саморегулирующейся паразитарной системы [29]; – социально-экологическая концепция эпидемического процесса (Б.Л.
Черкасский, 1983) [194].
Основные направления понимания эволюционно-экологических аспектов инфекционных болезней животных
представили И.А.
Бакулов, В.В.
Макаров [29].
В.В.
Макаров главным атрибутом органического мира считает системность, иерархичность, интегрированность и приводит данные об эволюционноэкологических основах эпизоотического процесса в форме специальных аксиом, утверждая, что эволюция популяций возбудителя в цикле эпизоотия – межэпизоотический период заключается в динамической перестройке их генофонда за счет движущих сил мутационного и рекомбинантного процессов, популяционных волн, изоляции, естественного отбора и ограничивающих механизмов [124].
По мнению автора, изменения возбудителя в цикле эпизоотия – межэпизоотический период за счет популяционных волн и естественного отбора основаны на генетической гетерогенности популяций патогенного микроорганизма.
Чем выше гетерогенность популяции, тем выше ее экологическая пластичность и жизнестойкость, тем легче она переносит помехи в окружающей среде и быстрее преобразуется в соответствии с направлением отбора, благодаря чему эволюция создала сбалансированные генофонды.
Популяционная пластичность возбудителя в паразитарной биосистеме является основой
обеспечения системного гомеостаза [125].
Важным, по мнению автора, является способность возбудителя создавать прочный мобилизационный резерв изменчивости по тем свойствам, которые в большей степени подвергаются давлению отбора (антигенный и иммунологический плюралитет, вариабельность вирулентности и форм течения инфекции (патогенез), способность изменять механизм передачи и полигостальность).
Поэтому
[стр. 15]

15 социально-экологическая концепция (Б.Л.Черкасский, 1983 1988) эпидемического процесса как биосоциальной многоуровневой системы, регулируемой социальными факторами (343).
И.А.Бакулов, В.В.Макаров (1979) представили основные направления понимания эволюционно-экологических аспектов инфекционных болезней животных.
В последующем В.В.
Макаров представил дальнейшее развитие этих аспектов.
Рассматривая общие положения и основные понятия эволюционной экологии, автор отмечает, что главным атрибутом органического мира является системность, иерархичность, интегрированность.
Автор приводит данные об эволюционно-экологических основах эпизоотического процесса в форме специальных аксиом (табл.
1.1).
Автор утверждает, что эволюция популяций возбудителя в цикле эпизоотии межэпизоотический период заключается в динамической перестройке их генофонда за счет движущих сил мутационного и рекомбинантного процессов, популяционных волн, изоляции, естественного отбора и ограничивающих механизмов.
Гетерогенность популяции микроорганизмов в системе паразит хозяин в любой популяции обеспечивается наличием мобилизационного резерва изменчивости в виде разнообразия генотипов, который поддерживается специальным адаптивным механизмом размерами популяции, скоростью и избыточностью репродукции, помноженными на чистоту спонтанного мутагенеза (188, 367).
Автор указывает, что обеспечение гетерогенности в популяции возбудителя достигается 2-х сторонним процессом отмирания образованию популяций патогенных микроорганизмов в связи с гибелью их подавляющего большинства при перемещении от источника возбудителя и достижением восприимчивого организма лишь минимальной частью популяции (принцип горлышка бутылки).
При заражении каждого нового хозяина формируется по существу новая популяция, и такой экологический стереотип выживания биологических видов обозначается как опортунистический (188).


[стр.,18]

18 ную или латентную инфекцию.
С учетом изменений возбудителя в цикле эпизоотия — межэпизоотический период за счет популяционных волн и естественного отбора основу всего явления составляет генетическая гетерогенность популяции патогенного микроорганизма.
Чем выше гетерогенность популяции, тем выше ее экологическая пластичность и жизнестойкость, тем легче она переносит помехи в окружающей среде и быстрее преобразуется в соответствии с направлением отбора, благодаря чему эволюция создала сбалансированные генофонды.
Популяционная пластичность возбудителя в паразитарной биосистеме является основой
переменной в обеспечении системного гомеостаза (45, 189, 190, 191).
Установлено, что важным является способность возбудителя создавать прочный мобилизационный резерв изменчивости по тем свойствам, которые в большей степени подвергаются давлению отбора (антигенный и иммунологический плюралитет, вариабельность вирулентности и форм течения инфекции (патогенез), способность изменять механизм передачи и полигостальность).
Поэтому
с позиций эволюции и экологии движущими силами эпизоотического процесса можно считать все биологические факторы наряду с традиционной триадой (источник возбудителя инфекции + механизм его передачи + восприимчивость хозяина).
Весьма логичным является высказывание о том, что размерная и временная детерминированность функционирования инфекционных паразитарных систем отражается в масштабах, темпах распространения и угасания эпизоотии, напряженности и динамике конкретных эпизоотических ситуаций, что популяция патогенных микроорганизмов является центральным понятием в эволюции инфекционных болезней.
Ряд исследователей (35, 188, 189, 343) считают, что в инфекционной патологии до сих пор остаются иррациональными вопросы: Почему функционирование совершенных по жизнестойкости биологических систем (возбудитель инфекции восприимчивый организм) взаимовыгодно, симбиотично на видовом, популяционном уровнях и драматично

[Back]