Мобилизационно-побудительная функция процесса формирования военно-профессиональных качеств выражается в том, что священное чувство, любви к Родине вдохновляет и побуждает военнослужащих, проходящих службу по контакту, на ратные подвиги, помогает преодолевать трудности и достигать конкретных результатов деятельности. Приобретая значение внутреннего мотива поведения, побуждая искать и находить способы решения стоящих перед ними задач в ходе выполнения служебных задач, военно-профессиональные качества проявляются в инициативности. Данная функция проявляется в готовности к воинской службе, в стремлении к самовоспитанию в героических поступках. Восхищаясь подвигами своих солдат, фельдмаршал А.В, Суворов восклицал: «Мы русские какой восторг! Мы русские все можем!» Историк Н.М.Карамзин, подчеркивая эту сторону русского патриотизма, писал: «Древняя и новая история народов не представляет ничего трогательнее этого общего геройского патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа вестницей бытия его»1. Регулятивная функция формирования военно-профессиональных качеств, выражая способность военнослужащего определять соответствие своего поведения интересам надежной защиты Отечества, является в то же время мерилом нравственной оценки его действий в служебной деятельности со стороны командиров и товарищей. Консолидирующая функция проявляется в единении военнослужащих независимо от их социального происхождения и национальной принадлежности, объединенных условиями служебной деятельности, взаимовыручкой, взаимопомощью, взаимозаменяемостью. В содержании формирования военнопрофессиональных качеств эта функция представляется определяющей. Потому как в природе рассыпанные краски, без которых человеческое зрение превратилось бы в простое холодное снятие изображений, а человеческая душа онемела бы, так и Российское государство расцвечено нациями, чтобы тянуться друг к 1См.: Карамзин Н.М . Записки о древней и новой РоссииСПб, 1914 58 |
преимущественно примером; показывать тактические действия по приемам, предварительно показав каждый прием в отдельности и т.п. ».' Данная тенденция проявляется в готовности к воинской службе, в стремлении к самовоспитанию в героических поступках. Восхищаясь подвигами своих солдат, фельдмаршал А.В, Суворов восклицал: «Мы русские какой восторг! Мы русские все можем!» Историк Н.М.Карамзин, подчеркивая эту сторону русского патриотизма, писал: «Древняя и новая история народов не представляет ничего трогательнее этого общего геройского патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа вестницей бытия его»2. Для этого использовались все виды воспитания, а так же личный пример командира. Так Инструкции для командиров обязывали их «...своей личной примерностью, идейной, нравственной чистотой, преданностью своей Отчизне, смелостью, мужеством, готовностью к самопожертвованию, твердой непреклонной волей к победе завоёвывать у военнослужащих авторитет».3 В Памятке отдельному командиру пехоты можно найти такие правила, которые соответствовали уровню тогдашнего состояния военнопедагогической науки и сводились к следующему: « заниматься с каждым обучаемым отдельно, переходя от легкого к трудному и от простого к сложному; учить показом, разъяснять рассказом; обучающий должен быть отличным стрелком служить образцом для обучаемых; всегда, насколько возможно, ближе подходить к действительности, ничего примерного не проделывать; не учить тому, чего не придется делать в бою; обращать внимание больше на то, что нужнее для боя, и преимущественно в этом упражняться».4 Уровень экономического развития государства, отношения, сложившиеся в обществе (социальная структура общества и слои), ! См.: Драгомиров М.И. Избранные труды. Воениздат, М. 1956. С. 626. 2См.: Карамзин Н.М. записки о древней и новой России. СПб, 1914. С.123. 3См. Партийно-политическая работа в Красной Армии. М., Воениздат.1964. С. 168-172 4См. Памятка отдельному командиру пехоты М.: Изд. ГШ. 1920. С.40. деятельности последовательность, настойчивость, реализуется в таком важном личностном качестве как целеустремленность. Мобилизационно-побудительная функция процесса формирования морально-боевых качеств выражается в том, что священное чувство, любви к Родине вдохновляет и побуждает военнослужащих, проходящих службу по контакту, на ратные подвиги, помогает преодолевать трудности и достигать конкретных результатов в боевой деятельности. Приобретая значение внутреннего мотива боевого поведения, побуждая искать и находить способы решения стоящих перед ними задач в ходе выполнения боевых задач, морально-боевые качества проявляются в инициативности. Регулятивная функция формирования морально-боевых качеств, выражая способность военнослужащего, проходящего службу по контракту, определять соответствие своего боевого поведения интересам надежной защиты Отечества, является в то же время мерилом нравственной оценки его действий в боевой обстановке со стороны командиров и товарищей. Консолидирующая функция проявляется в единении военнослужащих независимо от их социального происхождения и национальной принадлежности, объединенных условиями боевой обстановки, взаимовыручкой, взаимопомощью, взаимозаменяемостью. В содержании формирования морально-боевых качеств эта функция представляется определяющей. Ибо как в природе рассыпанные краски, без которых человеческое зрение превратилось бы в простое холодное снятие изображений, а человеческая душа онемела бы, так и Российское государство расцвечено нациями, чтобы тянуться друг к другу, учиться друг у друга. Никогда в российских вооруженных силах не было нелюбви к другим народам. И другие нации всегда отвечали тем же русскому народу. Выражая нравственно-правовые отношения в частях и подразделениях, Сухопутных войск, находящихся в постоянной боевой готовности, процесс формирования морально-боевых качеств регулирует поведение военнослужащего, проходящего службу по контракту, в боевой обстановке в |