130 предки?». В этой связи рассмотрим учебный план воскресных школ, где наглядно представлен культурологический пласт (табл. 21, 22). Таблица 21 Учебный план чувашской воскресной школы при средней школе №11 города Нижнекамска на 2008/2009 учебный год___________ Учебные предметы Количество часов в неделю I-IV . V IX Чувашский язык и литература 2 2 История и культура чувашского народа 2 2 Национальная музыка 2 2 Национальные игры и танцы 1 1 Обязательная нагрузка 7 7 Занятия но выбору учащихся История национального костюма 1 1 История национальной кухни 1 1 Максимальная нагрузка 9 9 Таблица 22 Учебный план мордовской воскресной школы при средней школе №11 города Нижнекамска на 2008/2009 учебный год Учебные предметы Количество часов в неделю 1-1У V IX Мордовский язык и литература 2 2 История и культура мордовского народа 2 2 Национальная музыка 2 2 I Гациональные игры и танцы 1 1 Обязательная нагрузка 7 7 Занятия но выбору учащихся История национального костюма 1 1 История национальной кухни 1 1 Максимальная нагрузка 9 9 В программах воскресных школ делается большой акцент на стремление воссоздать нравственно-этическую основу жизни детей, опираясь на культурноисторические традиции собственного народа. Но при этом в них нет духа национального изоляционизма Если рассмотреть содержание образования в воскресных школах, то можно выделить в нем 3 взаимосвязанных блока: 1) блок, обеспечивающий возможность личности самоидентифицироватьс по принадлежности к той или иной национальной культуре и традиции; |
127 Важнейшим этнокультурным компонентом педагогической модели по формированию толерантности является деятельность воскресных национальных школ (чувашской, мордовской). Занятиям чувашской и мордовской воскресных школ свойствен пристальный заинтересованный взгляд на историю, культуру, литературу, традициям, обычаям собственного народа. Мы стремимся помочь школьнику найти ответы на неизбежно возникающие у него вопросы: "Кто я? Из какого народа вышел? Как жили и чем славны мои предки?". В этой связи рассмотрим учебный план воскресных школ, где наглядно представлен культурологический пласт (см. табл.11, 12). Т а б л и ц а 1 1 Учебный план чувашской воскресной школы при средней школе № 11 города Бугульмы на 2002/2003 учебный год Учебные предметы Количество часов в неделю 1-1У У-1Х 1 2 3 Чувашский язык и литература 2 2 История и культура чувашского народа 2 2 Национальная музыка 2 2 Национальные игры и танцы 1 1 Обязательная нагрузка 7 7 Занятия по выбору учащихся История национального костюма 1 1 История национальной кухни 1 1 Максимальная нагрузка 9 9 128 Т а б л и ц а 1 2 Учебный план мордовской воскресной школы при средней школе № 11 города Бугульмы на 2002/2003 учебный год Учебные предметы Количество часов в неделю МУ V IX 1 2 3 Мордовский язык и литература 2 2 История и культура мордовского народа 2 2 Национальная музыка 2 2 Национальные игры и танцы 1 1 Обязательная нагрузка 7 7 Занятия по выбору учащихся История национального костюма 1 1 История национальной кухни 1 1 Максимальная нагрузка 9 9 В программах воскресных школ делается большой акцент на стремление воссоздать нравственно-этическую основу жизни детей, опираясь на культурно-исторические традиции собственного народа. Но при этом в них нет духа национального изоляционизма. Если рассмотреть содержание образования в воскресных школах, то можно выделить в нем 3 взаимосвязанных блока: 1) блок, обеспечивающий возможность личности самоидентифицироваться по принадлежности к той или иной национальной культуре и традиции; 2) блок, создающий условия для вступления личности в равноправный с имеющимся инокультурным окружением; 3) блок, обеспечивающий возможность включенности личности в современные мировые общецивилизационные процессы. Таким образом, складывающаяся сегодня в воскресных школах при средних школах №5, 11 города Бугульмы этнокультурная образовательная практика не дает никаких оснований для настороженного отношения к ней: она воспринимает современные пол и культурные тенденции и не стремится к национальной замкнутости. В ней все определеннее проявляются такие 217 раясь на культурно-исторические традиции собственного народа. Но при этом в них нет духа национального изоляционизма. Если рассмотреть содержание образования в воскресных школах, то можно выделить в нем 3 взаимосвязанных блока: 1) блок, обеспечивающий возможность личности самоидентифицироваться по принадлежности к той или иной национальной культуре и традиции; 2) блок, создающий условия для вступления личности в равноправный с имеющимся инокультурным окружением; 3) блок, обеспечивающий возможность включенности личности в современные мировые общецивилизационные процессы. Таким образом, складывающаяся сегодня в воскресных школах при средних школах №5, 11 города Бугульмы этнокультурная образовательная практика не дает никаких оснований для настороженного отношения к ней: она воспринимает современные поликультурные тенденции и не стремится к национальной замкнутости. В ней все определеннее проявляются такие значимые общечеловеческие качества, как открытость, диалогичность, толерантность. Учебный план мордовской воскресной школы при средней школе № 11 города Бугульмы на 2003/2004 учебный год Учебные предметы Количество часов в неделю IIV V IX 1 2 3 Мордовский язык и литература 2 2 История и культура мордовского народа 2 2 Национальная музыка 2 2 Национальные игры и танцы 1 1 1 2 3 Обязательная нагрузка 7 7 Занятия по выбору учащихся |