Проверяемый текст
Сафина Резида Нургаяновна. Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы (Диссертация 2004)
[стр. 26]

26 развитие понимания неоднородности восприятия людьми мира и окружающей действительности, осознание индивидуумом, что не все разделяют его взгляды на мир, так как на представление каждого человека о мире влияет множество разнообразных факторов; формирование способности осознавать сложность и многоаспектность развития современного мира, выявить ведущие тенденции в этом развитии, оценивать события с позиции их глобальной значимости и влияния на судьбы людей и народов; развитие способности выявлять причинно-следственные связи между событиями, действиями и поступками людей, формирование представлений о мире как сложной системе; воспитание ответственности за каждое принятое решение, поступок, деятельность; приобретение способности осознавать и уважать различия в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, видеть общее и различное между разнообразными культурами и смотреть на традиции собственного общества глазами других народов; воспитание чувства собственного достоинства и самоуважения у людей, ибо только уважающий себя человек может уважать достоинство другого человека.
Формирование толерантности как педагогическая проблема предусматривает целенаправленное и обоснованное построение педагогического процесса,
отбор содержания образования, выбор дидактических средств и методов обучения, организацию внеучебной и внешкольной деятельности учащихся, что в свою очередь должно опираться на четкие представления о принципах формирования толерантности.
В
документах ЮНЕСКО представлены следующие принципы формирования толерантности:
воспитание открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
[стр. 54]

53 деляют его взгляды на мир, так как на представление каждого человека о мире влияет множество разнообразных факторов;формирование способности осознавать сложность и многоаспектность развития современного мира, выявить ведущие тенденции в этом развитии, оценивать события с позиции их глобальной значимости и влияния на судьбы людей и народов;развитие способности выявлять причинно-следственные связи между событиями, действиями и поступками людей, формирование представлений о мире как сложной системе;воспитание ответственности за каждое принятое решение, поступок, деятельность;приобретение способности осознавать и уважать различия в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, видеть общее и различное между разнообразными культурами и смотреть на традиции собственного общества глазами других народов;воспитание чувства собственного достоинства и самоуважения у людей, ибо только уважающий себя человек может уважать достоинство другого человека.
Формирование толерантности как педагогическая проблема предусматривает целенаправленное и обоснованное построение педагогического процесса,
выбор дидактических средств и методов обучения, организацию внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, что в свою очередь должно опираться на четкие представления о принципах формирования толерантности.
В
нашем исследовании мы будет опираться на процесс формирования национальной толерантности, так как эта проблема наиболее актуальна для системы образования Республики Татарстан и России в целом.
Формирование межнациональной толерантности опирается на исследования В.Ф.
Габдулхакова, В.П.
Комарова Ф.Х.
Харисова, Г.Ф.
Хасановой^и дру

[стр.,55]

54 гих ученых, которые раскрывают методологическую основу использования национальной культуры в формировании толерантности в полиэтнической школе.
В документах ЮНЕСКО представлены следующие принципы формирования толерантности:
воспитание открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории; • обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов; • прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на сознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах [12, С.
192].
Так, Г.Ф.
Хасанова выделяет следующие принципы формирования национального самосознания: • принцип целостного гармоничного восприятия национальной культуры; • принцип создания активной национальной среды; • принцип этнической самоидентификации; • принцип эмоционально-ценностного отношения личности к своему народу и его культуре; • принцип взаимосвязи национальной культуры с мировой культурой; • принцип творческой направленности личности [175, С.
282].

[Back]