27 обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов; прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на сознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах [62]. Ф.Ф. Харисов полагает, что в основе принципа интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса должна лежать адаптация ведущих педагогических принципов: уважение к выбору учащимися ее ценностей и традиций как базы для своего совершенствования, обогащения, наполнения новым смыслом; опора на личностный потенциал учащихся, их познавательные способности, возможности, подготовленность к данного рода деятельности; доступность используемых материалов и опыта национальной культуры учапщмися и готовность к их восприятию; преемственность, непрерывность, целенаправленность в использовании ценностей и традиций культуры во всех звеньях системы образования; готовность учительства к осуществлению интегративных связей национальной культуры, содержания учебных дисциплин и учебного процесса без ущерба для личностного достоинства учащихся; создание и выдерживание зрелого, компонентного, объективного общественного мнения по всему кругу вопросов реализации идей штшративного порядка; доброжелательная, демократическая атмосфера в учебном заведении ко всему разделу поисковой, творческой деятельности; непрерывность контроля и самоконтроля, основанная на 'требованиях педагогического мониторинга [156]. З.Ф. Мубинова считает, что в формировании толерантной личности «обязательным является выделение двух принципов: принципа формирования осознания учащимися постоянной взаимосвязи и взаимозависимости различных на |
54 гих ученых, которые раскрывают методологическую основу использования национальной культуры в формировании толерантности в полиэтнической школе. В документах ЮНЕСКО представлены следующие принципы формирования толерантности: • воспитание открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории; • обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов; • прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на сознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах [12, С. 192]. Так, Г.Ф. Хасанова выделяет следующие принципы формирования национального самосознания: • принцип целостного гармоничного восприятия национальной культуры; • принцип создания активной национальной среды; • принцип этнической самоидентификации; • принцип эмоционально-ценностного отношения личности к своему народу и его культуре; • принцип взаимосвязи национальной культуры с мировой культурой; • принцип творческой направленности личности [175, С. 282]. 55 Ф.Ф.Харисов полагает, что в основе принципа интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса должна лежать адаптация ведущих педагогических принципов: • уважение к выбору учащимися ее ценностей и традиций как базы для своего совершенствования, обогащения, наполнения новым смыслом; • опора на личностный потенциал учащихся, их познавательные способности, возможности, подготовленность к данного рода деятельности; • доступность используемых материалов и опыта национальной культуры учащимися и готовность к их восприятию; • преемственность, непрерывность, целенаправленность в использовании ценностей и традиций культуры во всех звеньях системы образования; • готовность учительства к осуществлению интегративных связей национальной культуры, содержания учебных дисциплин и учебного процесса без ущерба для личностного достоинства учащихся; • создание и выдерживание зрелого, компонентного, объективного общественного мнения по всему кругу вопросов реализации идей интегративного порядка; • доброжелательная, демократическая атмосфера в учебном заведении ко всему разделу поисковой, творческой деятельности; • непрерывность контроля и самоконтроля, основанная на требованиях педагогического мониторинга [189, С. 242]. З.Ф.Мубинова, уфимский педагог, считает, что в формировании толерантной личности "обязательным является выделение двух принципов: |