Проверяемый текст
Сафина Резида Нургаяновна. Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы (Диссертация 2004)
[стр. 29]

29 На основании приведенных высказываний можем утверждать, что важным средством формирования толерантности как одного из качеств личности в учебно-воспитательном процессе является национальная культура.
Следовательно, формирование толерантности учащихся в полиэтнической школе может иметь свои специфические принципы:
принцип гуманизма.
Национальная культура народов Российской Федерации и мира несут в себе гуманистическое начало.
Создание национальной культуры и ее усвоение это процессы, опирающиеся на гуманистическую парадигму развития общества,
принцип культуросообразности.
Основным источником формирования толерантности выступает культура, как всего человечества, так и отдельной страны и народа.

принцип поликультурности.
В многонациональной
сгране и в полиэтнической системе российского образования следует опираться на диалог культур, межнациональную коммуникацию как залог развития всего общества, принцип национальной самобытности.
Только через культуру родного народа, его традиции, ценности народной педагогики можно говорить о формировании личности вообще и толерантной в частности,
принцип духовности.
В основе процесса формирования толерантности лежат такие ценности духовного порядка, как доброта, уважение, милосердие, сострадание, вера, надежда, любовь к своему ближнему, народу, стране, человечеству.

Следует отметить, что в своем исследовании мы вводим понятие «толерантное образование», которое включает в себя и обучение правам, ценностям .
культур, и воспитание толерантного поведения.
Толерантное образование, которое включает в себя мультикультурное образование, направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных
реалий, в том числе и народно-педагогических, существующих в сообществе, на передачу этого наследия молодому поколению.
В этнопедагогическом аспекте толерантное образование предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных этносов и предусматривает: адаптацию человека к
[стр. 58]

57 М.Е.
Евсевьев, мордовский просветитель, отмечал, "каждый народ, как бы он ни был малочислен и некультурен, все же составляет часть одного общего, целого, что мы называем человечеством, и бесследное исчезновение отельного, никем не изученного племени, когда вместе с ним погибает все его духовное богатство и все особенности его внешней культуры, явится несомненным ущербом для науки будущего, для которой каждое явление в жизни человеческих обществ будет иметь важное значение и явится предметом тщательного изучения" [17, С.
198].
Б.Т.Лихачев считает, что национальная культура является общечеловеческим достоянием и богатством.
Он пишет: "Она есть яркая форма проявления в искусстве, традициях, обычаях, сущности народа его таланта, организации общественной жизни, труда и быта" [87, С.
183].
Поэтому можем утверждать, что важным средством формирования толерантности как одного из качеств личности в учебно-воспитательном процессе является национальная культура.
Следовательно, формирование толерантности учащихся в полиэтнической школе может иметь свои специфические принципы:
принцип гуманизма.
Национальная культура народов Российской Федерации и мира несут в себе гуманистическое начало.
Создание национальной культуры и ее усвоение это процессы, опирающиеся на гуманистическую парадигму развития общества.

принцип культуросообразности.
Основным источником формирования толерантности выступает культура как всего человечества, так и отдельной страны и народа.

принцип поликультурности.
В многонациональной
стране и в полиэтнической системе российского образования следует опираться на диалог культур, межнациональную коммуникацию как залог развития всего общества.


[стр.,61]

60 школьника в нашем регионе происходит в поликультурном образовательном пространстве, то есть в полиэтнической школе.
Следует отметить, что в своем исследовании мы вводим понятие "толерантное образование", которое включает в себя и обучение правам, ценностям культур, и воспитание толерантного поведения.
Толерантное образование, которое включает в себя мультикультурное образование, направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных
реалей, в том числе и народнопедагогических, существующих ч—•' в сообществе, на передачу этого наследия молодому поколению.
В этнопедагогическом аспекте толерантное образование предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных этносов и предусматривает: адаптацию человека к
различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями; ориентацию на диалог культур; отказ от культурнообразовательной монополии одних наций и народов в отношении других.
Толерантное образование основывается на методологическом принципе, заключающемся в том, что человек есть пересечение многих культур.
Большинство ученых (Б.З.
Вульфов, Б.С.
Гершунский, С.К.
Бондырева, М.В.
Кабатченко и др.) сходятся в том, что толерантное образование означает ориентацию на формирование личности с глобальным мышлением, во всей многогранной полноте интеллектуального, культурного, психологического и социального развития.
Мы считаем, что в качестве главных целей толерантною образования должны быть: 1) удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов; 2) подготовка людей к жизни в полиэтническом социуме.
Это обусловливает ряд конкретных педагогических задач, а именно: глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа; формирование представления о многообразии культур в России и мире; воспитание

[стр.,99]

98 • принцип культуросообразности.
Основным источником формирования толерантности выступает культура как всего человечества, так и отдельной страны и народа.

принцип поликультурности.
В многонациональной
стране и в полиэтнической системе российского образования следует опираться на диалог культур, межнациональную коммуникацию как залог развития всего общества.
принцип национальной самобытности.
Только через культуру родного народа, его традиции, ценности народной педагогики можно говорить о формировании личности вообще и толерантной в частности.

принцип духовности.
В основе процесса формирования толерантности лежат такие ценности духовного порядка, как доброта, уважение, милосердие, сострадание, вера, надежда, любовь к своему ближнему, народу, стране, человечеству.

Реализация перечисленных педагогических принципов осуществляется на базе комплекса организационно-педагогических условий: • создание положительного психологического климата доверия всех участников учебно-воспитательного процесса; интеграция в содержание гуманитарных предметов и воспитательной работы ценностей культур народов Татарстана; разработка научно-методического обеспечения процесса формирования толерантности у учащихся (комплексной программы, авторских уроков, целостной педагогической модели); повышение профессионального уровня педагогов в использовании ценностей культур народов Татарстана с целью формирования толерантности.
Данные условия легли в основу разработки педагогической программы формирования толерантности у учащихся (см.
Приложение 2).

[Back]