Проверяемый текст
Сафина Резида Нургаяновна. Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы (Диссертация 2004)
[стр. 32]

32 ное отношение к изучению родного для многих школьников мордовского или чувашского языков.
При определении основных направлений работы перед нами стояла, вопервых, задача осуществления системного,
целостного подхода, где все логично выстроено, структурировано и согласовано в плане разрешения проблемы формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе, во-вторых, разумного соотношения федерального и регионального компонентов учебного плана.
По нашему мнению, процесс формирования толерантности учащихся
должен охватить следующие области толерантности: 1.
Фактические представления о толерантности.
Школьники должны получать знания о сути данного явления.
Все фактические знания должны быть включены в школьную программу.
2.
Ознакомление с историей, культурой всех национальностей, составляющих контингент школы.
Учащиеся школы должны получить знания об истории и культуре национальностей, составляющих население региона, и, возможно, представленных
в школе их одноклассниками.
Глобальное гражданское образование требует знание всех культур, составляющих национальные государства.
3.
Уважение различий.
Программы
школы с многонациональным составом должны давать возможность учащимся изучать различные мировые культуры, как те, внутри которых живет школа, так и те, с которыми ученики не соприкасаются лично.
На конкретном материале необходимо знакомить детей, как с универсальной природой, так и с широким спектром этнического и культурного разнообразия, демонстрируя при этом потенциальную основу человеческой солидарности.
Кроме получения обширных знаний, школьники должны изучить опыт обращения к проблемам человечества и опыт решения глобальных задач.
4.
Понимание индивидуальной неповторимости.
Индивидуальные особенности человека должны уважаться и рассматриваться как проявление уникальности каждой личности и человеческого достоинства.
Принципы, со
[стр. 63]

62 ский, иностранный для всех учащихся, мордовский и чувашский для учащихся воскресных школ) языков на уровне активного изучения, — с одной стороны, и отсутствием программно-методического обеспечения скоординированного изучения нескольких языков, с другой стороны.
Татарский и русский языки, так как являются государственными языками Республики Татарстан, изучаются и татарами и русскими.
В то же время английский и немецкий языки, являющиеся третьим языком, также изучаются всеми на выборной основе.
Влияние региональных особенностей (густонаселенность микрорайона школы представителями мордовского и чувашского народов) продиктовало продуманное отношение к изучению родного для многих школьников мордовского или чувашского языков.
Исходя из этих особенностей учебно-воспитательного процесса в данной школе, нами был обозначен следующий круг проблем, решение которых могло бы привести к желаемому результату по формированию толерантности.
При определении основных направлений работы перед нами стояла, во-первых, задача осуществления системного
подхода к проблеме формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе полиэтнической школы, во-вторых, разумного соотношения федерального и регионального компонентов учебного плана.
По нашему мнению, процесс формирования толерантности учащихся
в полиэтнической школе должен охватить следующие области толерантности: 1.
Фактические представления о толерантности.
Школьники должны получать знания о сути данного явления.
Все фактические знания должны быть включены в школьную программу.
2.
Ознакомление с историей, культурой всех национальностей, составляющих контингент школы.
Учащиеся школы должны получить знания об истории и культуре национальностей, составляющих население региона, и, возможно, пред


[стр.,64]

63 ставленных в школе их одноклассниками.
Глобальное гражданское образование требует знание всех культур, составляющих национальные государства.
3.
Уважение различий.
Программы
полиэтнической школы должны давать возможность учащимся изучать различные мировые культуры, как те, внутри которых живет школа, гак и те, с которыми ученики не соприкасаются лично.
На конкретном материале необходимо знакомить детей как с универсальной природой, так и с широким спектром этнического и культурного разнообразия, демонстрируя при этом потенциальную основу человеческой солидарности.
Кроме получения обширных знаний, школьники должны изучить опыт обращения к проблемам человечества и опыт решения глобальных задач.
4.
Понимание индивидуальной неповторимости.
Индивидуальные особенности человека должны уважаться и рассматриваться как проявление уникальности каждой личности и человеческого достоинства.
Принципы, содержащиеся
во Всеобщей декларации прав человека и в других правовых документах, должны изучаться в школе и стать основой для воспитания уважения, как к уникальным качествам конкретного человека, так и к человеку вообще.
В формировании толерантности необходимо учитывать огромный воспитательный потенциал литературы и языка.
Воспитание, познание, самосознание, самооткрытие в этих процессах неделимы.
Формирование толерантности под воздействием литературы осуществляется как самореализация творческих способностей, духовных возможностей человека в результате его самовключения в чужую жизнь, через ее открытие и освоение.
Слова героев, их чувства, реакции, суждения, всплывающие в памяти после чтения, определяют вполне достоверное впечатление и завершают мимолетную эмоциональную рефлексию, возникшую при чтении.

[Back]