35 народа. В них в наиболее совершенной художественной форме выражен национальный характер народа, раскрыт высокий уровень его национальнопоэтического творчества. Творческую реализацию своих возможностей учащиеся осуществляют в процессе приобщения к музыкально-поэтическом>' наследию родных народов. Это способствует успешному формированшо таких социально значимых качеств толерантной личности, как доброта, уважение к старшим, родителям, дружелюбие, бережное отношение ко всему живому на Земле, сострадание, терпимость, стремление оказать посильную помощь к сиротам, инвалидам. В популярной в настоящее время обрядовой татарской песне с необычным названием «Карга боткасы», что в дословном переводе на русский язык означает «Каша для ворон», анимистические взгляды татар выражены в виде обрядовых игровых действий, закличек и т.д. Если рассматривать данную песню с педагогических позиций как продукт музыкально-эстетического, этического творчества народа, то эта песня предстает как источник энциклопедических знаний о жизни древних татар. При инсценировании обрядового праздника, в ходе которого исполняется эта песня, учащимся становится понятнее взаимосвязь таких качеств личности, как доброта, уважение к старшим, бережное отношение к забытым добрым традициям татарского народа. Восприятие художественного произведения базируется на культурном опыте, сложившемся под влиянием определенного социума. С малолетства у человека одновременно с постепенным приобретением и преобразованием возрастных манер поведения формируются и проявляются национально обусловленные психологические и культурные установки. Именно они, нередко несовершенные, противоречивые, являются ориентиром в эстетической оценке произведений искусства. Многоплановое осмысление этого факта позволяет утверждать следующее: ребенок к началу учебы в школе уже имеет определенный этнически окрашенный культурный опыт, на который он сможет опираться при изучении художественно-эстетических дисциплин; |
68 нравственные переломы. Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни, приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии” [84, С. 216]. От теоретического формирования толерантности важно переходить к практике толерантного общения. Трудно переоценить ту ведущую роль, которая принадлежит педагогическому коллективу школы в создании совершенно необходимой для этого психологической атмосферы нетерпимости к проявлениям национализма. Понимание разнообразия и неповторимости национальных культур, учет их специфических особенностей, признание самобытности культуры каждого народа и подлинное уважение к духовным ценностям других народов достигается через музыку. Полноценное становление толерантности у учащихся, раскрытие их эмоционально-личностных возможностей не может происходить без глубокого приобщения к народному музыкально-поэтическому творчеству. Содержание устного народного творчества, особенно песен, как эпических, так и лирических, представляет собой, в сущности, опоэтизированную историю и быт народа. В них в наиболее совершенной художественной форме выражен национальный характер народа, раскрыт высокий уровень его национально-поэтического творчества. Творческую реализацию своих возможностей учащиеся осуществляют в процессе приобщения к музыкально-поэтическому наследию родных народов. Это способствует успешному формированию таких социально значимых качеств толерантной личности, как доброта, уважение к старшим, родителям, дружелюбие, бережное отношение ко всему живому на Земле, сострадание, терпимость, стремление оказать посильную помощь к сиротам, инвалидам. В популярной в настоящее время обрядовой татарской песне с необычным названием "Карга боткасы", что в дословном переводе на рус 69 ский язык означает "Каша для ворон", анимистические взгляды татар выражены в виде обрядовых игровых действий, закличек и т.д. Если рассматривать данную песню с педагогических позиций как продукт музыкальноэстетического, этического творчества народа, то эта песня предстает как источник энциклопедических знаний о жизни древних татар. При инсценировании обрядового праздника, в ходе которого исполняется эта песня, учащимся становится понятнее взаимосвязь таких качеств личности, как доброта, уважение к старшим, бережное отношение к забытым добрым традициям татарского народа. Восприятие художественного произведения базируется на культурном опыте, сложившемся под влиянием определенного социума. С малолетства у человека одновременно с постепенным приобретением и преобразованием возрастных манер поведения формируются и проявляются национально обусловленные психологические и культурные установки. Именно они, нередко несовершенные, противоречивые, являются ориентиром в эстетической оценке произведений искусства. Многоплановое осмысление этого факта позволяет утверждать следующее: • ребенок к началу учебы в школе уже имеет определенный этнически окрашенный культурный опыт, на который он сможет опираться при изучении художественно-эстетических дисциплин; • совершенствование этих знаний дает ребенку возможность лучше ориентироваться в культуре своего народа, на основе которой ему легче будет постичь закономерности искусства, заключающего в себе национальные и общечеловеческие ценности; • единой унифицированной учебной программы по искусству быть не может. При общем концептуальном подходе к формированию структуры и методов учебного процесса подбор содержательного материала региональ |