Проверяемый текст
[стр. 107]

107 Последнее десятилетие прошлого столетия дало еще один весьма ощутимый импульс интереса к проблеме одиночества отечественных исследователей.
Это в основном диссертационные работы, касающиеся философско-социального аспекта проблемы одиночества.
Следует отметить, что в них не прослеживается взгляд на одиночество как позитивное состояние человека.
Практически во всех работах подчеркивается, что в современных условиях возникновению одиночества людей значительно способствуют социально-экономические процессы рыночных отношений 28 .
Процесс обнищания народа, появление массовой безработицы, рост преступности в России в сочетании с общим падением нравственности служат источником отчаяния и одиночества людей.
Человек не просто отчуждается от человека, от общества, он ищет
спасения в одиночестве от трудностей жизни.
Идет процесс, который философы называют болезнью нашего времени: это процесс тотального отчуждения и «атомизации» индивидов, когда каждый живет и умирает в одиночку.
Этот процесс не является характерным только для России.
Он, как показывает видный исследователь этой проблемы Э.
Фромм, характерен для условий господства рыночных отношений вообще и всегда сопровождается появлением «тотально отчужденных» людей.
В последней трети прошлого века сформировалось достаточно влиятельное направление общественной мысли, которое принято называть философией глобальных проблем.
Это философское направление, несмотря на предельно широкое рассмотрение мировых проблем, в центр внимания все же ставит человека, его настоящее и будущее.
Все глобальные проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой.
Обычно их делят на три группы: интерсоциальные, проблемы системы "общество-природа", проблемы системы "человек-общество".
Последние – это про28 Тихонов Г.
М.
Феномен одиночества: опыт фнлософско-социологического анализа.
Автреф.
дис.
канд.
филос.
наук / Екатеринбург, 1992; Тулина Н.
В.
Одиночество: социально-политический аспект.
Вест.
МГУ.
Сер.
12, Социально-политические исследования, 1992,
3; Пузанова Ж.
В.
Одиночество и общение: философско-социологический аспект.

Автреф.
дис.
канд филос.
наук / Рос.
ун-т Дружбы народов.
М., 1995; Куртиян С.
В.
Одиночество как социальное явление.

Автреф.
дис.
канд.
социол.
наук / Ин-т молодежи.
-М., 1995;
Старовойтова Л.
И.
Одиночество: социально-философский анализ.

Автреф.
дис.
канд.-филос.
наук / Моск.
гос.
социал.
ун-т.
-М., 1995; Черепухин Ю.
М.
Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города.

Автреф.
дис.
канд.
соиол.
наук / И-т социологии РАН.-М.
1995; Романова Н.
П., Осинский И.
И.
Одинокие женщины.
Чита: изд-во ЧитТУ, 2000.
231с.
[стр. 6]

6 вского).
В публикациях Дж.
Бернарда, П.
Гоува, С.
Якоби, А.
Стетхэма, Д.
Курьянски 2, Дж.
Виткина3 представлены сравнительные результаты анализа сти состоянием здоровья, достижениями в областях образования, карьеры и т.д.
Однако специфика жизненных ценностей на западе не позволяет в полном объеме распространить полученные выводы на современную российскую действительность.
В отечественной научной литературе проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась редко.
И только в последнее десятилетие к ней проявляется повышенный интерес, что может означать переход ее в разряд весьма актуальных.
Многие аспекты одиночества нашли свое отражение в трудах исследователей 4: Н.В.Тулиной (социально-политический), Ж.В.Пузановой (философско-социальный), С.В.Куртиян (как социального явления), Ю.М.Швалба и О.В.Данчевой (социально-психологический), Л.И.Старовойтовой (социально-философский).
Известны раМ.С.
Мацковский Ю.М.
Черепухин)5.
Предмет нашего исследования женское одиночество рассматривается обычно лишь в контексте общих рассуждений об одиночестве: в 2 Курьянски Д.
Как найти мужчину своей мечты.
М.: Мирт, 1995.
Виткин Дж.
Правда о женщинах (14 мифов, сочиненных мужчинами).
-СПб, Питер Пресс, 1996.
4 См., например, Тулина Н.В.
Одиночество: социально-политический аспект.
Вест.
МГУ.
Сер.
12, Социально-политические исследования, 1992,
N 3; Пузанова Ж.В.
Одиночество и общение: философско-социологический аспект.

Автореф.
дис.
канд.
филос.
наук /Рос.
ун-т дружбы народов.
М., 1995; Куртиян С.В.
Одиночество как социальное явление.

Автореф.
дис.
канд.
социол.
наук / Ин-т молодежи,М., 1995;
Швалб Ю.М., Данчева О.В.
Одиночество: социально-психологические проблемы.Киев: Украина, 1991; Старовойтова Л.И.
Одиночество: социально-философский анализ.

Автореф.
дис.
канд.
филос.
наук / Моек.
гос.
социал.
ун-т.М., 1995.
5 См., например, Черепухин Ю.М.
Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города.

Автореф.
дис.
канд.
социол.
наук / РАН.
Ин-т социологии.М., 1995.


[стр.,18]

18 альном кризисах, которые сотрясают современное общество, нельзя обойти и формируемый ими нравственный кризис, который есть суть ощущения огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести в результате утраты в новых "рыночных" условиях прежних ценностей, идеалов.
Известный психоаналитик К.Хорни в одной из своих 17 работ подчеркивает, что «отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы, приходится брать верх над ними и нередко отталкивать в сторону.
Превосходство одного нередко означает неудачу для другого, возникает враждебная напряженность между людьми.
Соперничеством и потенциальной враждебностью проникнуты все человеческие отношения».
Применительно к сегодняшней России такие, ставшие уже социально значимыми, факторы как обнищание народа, появление массовой безработицы, рост преступности в сочетании с общим падением нравственности служат источником отчаяния и одиночества людей.
Человек не просто отчуждается от человека, от общества, он ищет
спасение в одиночестве от трудностей жизни.
Существенное значение для понимания проблемы одиночества имеет типологическое различение эмоционального и социального одиночества, введенное американским ученым Р.Вейсом.
Отсутствие тесной эмоциональной привязанности, неспособность найти душевный отклик и понимание у других людей Р.
Вейс определил как эмоциональное одино18чество .
Люди, переживающие подобное одиночество, склонны испытывать чувство глубокого уединения независимо от того, доступно или недоступно им общество других.
ь « 77 Хорни К.
Невротическая личность нашего времени.
Самоанализ.
-М.;1990.
с.217.
1g Weiss R.S.
(Ed) Loneliness: The Experience of Emotional and Social Isolation.Cambridge: MIT Press, 1973.

[Back]