Проверяемый текст
[стр. 121]

121 Существующее мнение 40 о якобы более гибком адаптивном механизме женщин объясняется, на наш взгляд, не их лучшей приспособляемостью к социальным катаклизмам, а определенной отстраненностью от тех сфер жизни, где идет «крутая мужская игра»: переделы собственности, сфер влияния, власти, политических статусов.
Исторически женщины в России в своей массе как бы изолированы от большого мира
событий.
Однако и тех сфер жизни, которые никак не минуют женщин, вполне «достаточно», чтобы «отстать» только в два раза от мужчин по
такому показателю, как коэффициент смертности 41 .
Рост смертности в России нередко объясняют ухудшением экологической обстановки.
Однако мощный рост смертности женщин от самоубийств и чисто «мужской» болезни
– инфаркта миокарда – практически во всех возрастных группах опровергает это мнение.
Корни
явления сугубо социальные: трудности поиска своего места в условиях хаотически реформирующейся среды.
Основанием, на котором зиждутся многие проблемы одиноких женщин в постсоветской России, является социальная дискриминация женщин.
В российской науке сложилось традиционное отношение к изучению социальной дискриминации женщин.
Во-первых, ее рассматривали в большей мере как проблему юридическую, что обуславливало правовой подход к проблеме.
Однако известно, что права, закрепленные юридическими нормами, нередко отличаются от их реального осуществления.
Поэтому мировое сообщество в лице правительств 190 государств, принимавших участие в работе IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.), признавая, что «неравенство между женщинами и мужчинами по-прежнему существует», подтвердило свою «приверженность к обеспечению полного осуществления прав человека, женщин и девочек в качестве неотъемлемой, составной и неделимой части всеобщих прав человека и основных свобод».
Другим традиционным подходом к исследованиям социальной дискриминации женщин является психологический подход на уровне микросоциума: анализа семьи.
Он ограничивается изучением межличностных отношений в микрогруппе, психологии подавления достоинств и свободы женщины, исходя из разных сексуальных ролей двух полов.
При этом в основу анализа кладутся как биологические различия между полами («биологический пол»), так и раз40 Мангейм К.
Человек и общество в век преображения.
М., ИНИОН, 1991.

41 Корель Л.В.
Женщины на крутых виражах реформ: факторы риска и ступени адаптации.
ЭКО, 1995, № 6, с.
143.
[стр. 35]

35 Организационные отсутствие ориентационных структур, опыта деятельности в ситуации множества возможных выборов (оперативная аналитическая и консультационная помощь на различных уровнях, начиная с уровня государственного управления и до уровня личности); отсутствие множества структур для привлечения горожан, в том числе профильных служб помощи и консультирования жителей по множеству аспектов личной и социальной жизни (психологические центры, привлекательные для определения возрастных групп центры цивилизованного проведения досуга и т.д.).
Следует подчеркнуть, что названные факторы «больно бьют» как по мужчинам, так и женщинам, однако результаты этого воздействия пагубнее отражаются на женщинах, тем более одиноких.
Женщины, говоря о факторах, препятствующих их адаптации в новых условиях, выделяют социально-психологические обстоятельства: политическую и экономическую нестабильность (49,3 %), отсутствие социальных гарантий со стороны государства (38 %), непоследовательность курса правительства в области рыночных реформ (36 %), криминогенную обстановку вокруг предпринимательства и бизнеса (22 %), отсутствие многих необходимых законов (22 %).
О Существующее мнение о якобы более гибком адаптивном механизме женщин объясняется, на наш взгляд, не их лучшей приспособляемостью к социальным катаклизмам, а определенной отстраненностью от тех сфер жизни, где идет «крутая мужская игра»: переделы собственности, сфер влияния, власти, политических статусов.
Исторически женщины в России в своей массе как бы изолированы от большого мира
идей и событий.
Однако и тех сфер жизни, которые никак не минуют женщин, вполне «достаточно», чтобы «отстать» только в два раза от мужчин по
таО Мангейм К.
Человек и общество в век преображения.
М;, ИНИОН, 1991.


[стр.,36]

36 кому показателю , как коэффициент смертности .
Рост смертности в •ч России нередко объясняют ухудшением экологической обстановки.
Однако мощный рост смертности женщин от самоубийств и чисто «мужской» болезни
инфаркта миокарда практически во всех возрастных группах опровергает это мнение.
Корни
сугубо социальные: трудности поиска своего места в условиях хаотически реформирующейся среды.
В постсоветской России, несмотря на все разговоры о ее демократизации, проблема социальной дискриминации женщин вообще стала тем основанием, на котором зиждятся многие проблемы одиноких женщин.
Особую, исключительную злободневность эта проблема приобрела в связи с распадом социалистического общественного строя, сменой его социально-экономического уклада и фактической ликвидацией социальных гарантий для семьи, детей, женщин.
Для социологического анализа проблемная ситуация заключается в глубоком противоречии, которое сложилось между формальным курсом на демократизацию российского общества, претворениеп в жизнь конституционного принципаф равных прав и возможностей полов, с одной стороны, и фактической дискриминацией женщин в сфере труда и занятости, ущемлением их социальных прав в экономической жизни, с другой.
Формы и методы социальной дискриминации женщин в зависимости от сфер их деятельности могут быть различными (например, немотивированное г увольнение с работы или сексуальные притязания со стороны начальника).
По своим видам дискриминация может быть как насильственная, так и ненасильственная.
В любом случае в основе дискриминационных действий лежит насилие над личностью женщины.
Дискриминация женщин меняет их социальный статус и социальные установки в ь конкретной ситуации (как семейно-бытовой, так и общественной) и вле* о Корель Л.В.
Женщины на крутых виражах реформ: факторы риска и ступени адаптации.
ЭКО, 1995, № 6, с.
143.

[Back]