Проверяемый текст
[стр. 184]

184 Глава 3.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ ОДИНОКИХ ЖЕНЩИН 3.1.
Социальные потребности и жизненные устремления одиноких женщин Исследование социальных проблем одиноких женщин неразрывно связано с анализом их потребностей и жизненных ориентаций.
Потребности и жизненные ориентации детерминируют все важнейшие стороны человеческой деятельности.
Рассматривая потребности личности как внутренний побудитель активности, следует отметить, что они тесно связаны с необходимостью.
Однако не всякая необходимость может стать потребностью.
На важность разграничения потребностей как необходимости, с одной стороны, и произвольных желаний, капризов
с другой, указывали многие мыслители.
Так, французский философ-материалист Ж.О.
Ламерти писал, что если не считать
“потребностями желания болезненно возбуждающегося воображения, тогда на свете будет меньше обжор, пьяниц и сладострастников”1 .
Кроме того, потребность
это не внешняя (для того или иного субъекта), а внутренняя необходимость.
О потребности (в строгом смысле этого слова) можно говорить лишь тогда, когда две необходимости (объективная и субъективная)
совпадают2 .
Потребность личности – важнейший регулятор ее поведения.
Без превращения внешней необходимости во внутреннюю первая так и останется для личности абстрактной необходимостью, т.е.
не трансформируется в
потребность.
Против объективной обусловленности потребностей выступают представители субъективизма в западном обществоведении А.
Фуллье, Л.
Уорд, З.
Фрейд.
Они трактуют потребности как нечто
призвольное, субъективно желаемое, не зависимое от социальной среды.
Для этого направления в
филосо1 Ламерти Ж.
О.
Соч., 2-е изд.
М., 1983.
С.
283.
2 Социальные потребности.
Проблемы формирования и развития.
М.,1982.
С.10.

[стр. 45]

45 Глава 2.
Потребности и жизненные ориентации одиноких женщин и пути их реализации 2.1.
Потребности и жизненные ориентации одиноких женщин Исследование социальных проблем одиноких женщин неразрывно свяанализом жизненные ориентации детерминируют все важнейшие стороны человеческой деятельности.
Философский энциклопедический словарь дает следующее определение потребности: “Потребности, нужда или недостаток в чемлибо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности” 1.
Как известно, потребности тесно связаны с необходимостью, но не всякая необходимость может стать потребностью.
На важность разграничения потребностей как необходимости, с одной стороны, и произвольных желаний, капризов
с другой, указывали многие мыслители.
Так, французский философ-материалист Ж.О.Ламерти писал, что если не считать
и потребностями желания болезненно возбуждающегося воображения, тогда на свете будет меньше обжор, пьяниц и сладострастников” .
Кроме того, потребность
это не внешняя (для того или иного субъекта), а внутренняя необходимость.
О потребности (в строгом смысле этого слова) можно говорить лишь тогда, когда две необходимости (объективная и субъективная)
совпадают3.
Потребность личности важнейший регулятор ее поведения.
Без превращения внешней необходимости во внутреннюю первая так и останется для личности абстрактной необходимостью, т.е.
не трансформируется вт
ч потребность.
1Философский энциклопедический словарь.
М., Советская энциклопедия.
1983.
с.
518 2 Ламерти Ж.О.
Соч., 2-е изд.
М., 1983.
С.
283.
О Социальные потребности.
Проблемы формирования и развития.
М., 1982.
С.
10.


[стр.,46]

46 Против объективной обусловленности потребностей выступают представители субъективизма в западном обществоведениии А.Фуллье, Л.Уорд, З.Фрейд.
Они трактуют потребности как нечто
произвольное, субъективно желаемое, не зависимое от социальной среды.
Для этого направления в
философии и социологии характерным является биологизация и психологизация потребностей.
Сторонники этих концепций 4 I тем самым игнорируют их социальную обусловленность, а если и признают ее, то в урезанном виде, не раскрывая подлинной роли социальных факторов в детерминации потребностей как личности, так и общества.
Так, французский социолог А.Фуллье писал: “Биология, социология и космология, в сущности, представляются нам одной и той же наукой”.
Другой представитель этого направления американский социолог Л.Уорд считает, что “наиболее могущественными из всех желаний являются те, которые ведут к поддержанию жизни, т.е.
голод и жажда.
Присоединяя сюда другие необходимые нужды тела, каковы одежда и жилище в холодных климатах, мы получим агрегат, который может быть обозначен термином потребность55 4 Наиболее ярко отрицание зависимости потребностей от социальных условий выражено во взглядах 3.
Фрейда.
Основу “природы” человека, по Фрейду, составляют либидозные потребности, ядром которых являются сексуальные и агрессивные влечения.
Полностью игнорируя воздействие социальных условий и их конкретно-исторический характер, З.Фрейд на основе этих двух типов влечений пытался объяснить как человеческое поведеI ние, так и общественное развитие вообще.
По его мнению, сексуальные влечения эгоистичны, необузданы, управляются только одним принципом принципом удовлетворения.
Онич не поддаются воспитанию.
Сексуальное выступает у Фрейда определяющей детерминантой человеческого поведения.
“...Сексуальность единственная 4 Уорд Л.
Психические факторы цивилизации.
СПб., 1997.
С.
43.

[Back]