188 (Ф. Достоевский). Но способы удовлетворения потребностей социально детерминированы и меняются с развитием общества. Источник развития этих потребностей – взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ, причем удовлетворение относительно элементарных (витальных) потребностей ведет к зарождению новых, “... и это порождение новых потребностей является первым историческим актом”10 , т.е. отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к среде. Поскольку предметом нашего исследования являются потребности одиноких женщин, вполне оправдано рассмотрение и такого их вида, как культура взаимоотношения полов. Потребности женщины, реализуемые при взаимоотношениях с мужчиной, основанные на гармонизации как биологических, так и социальных факторов влечения, не имеют ничего общего как с ханжеским, лицемерным отношением к вопросам взаимоотношения полов, так и с цинизмом, половой распущенностью, вульгарностью. Культура реализации этих потребностей личности предполагает высокую развитость у нее чувства ответственности за свое поведение, знание физиологических и нервно-психологических особенностей индивидов противоположного пола, понимание роли любви в жизни человека. Жизненные ориентации женщин, с одной стороны, – продукт их социализации, т.е. освоения культурных традиций, общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как членам общества. С другой стороны, ценностные ориентации, будучи отражением определяющих интересов женщин, выражают субъективную общественную позицию женщин, их мировоззрение и нравственные принципы, а формирование системы ценностей означает становление личности женщины как активного субъекта социальной действительности. Система ценностей имеет свою иерархию (типологию). Вершину ее составляет “жизненный идеал” – социально-политический и нравственный образ желаемого будущего. Ценностные ориентации, которые человек рассматрива10 Маркс К. Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 27. |
50 необходимо уделять внимание изучению как совокупности объективных показателей, характеризующих уровень развития потребностей личности, так и изучению ее мнении, оценок, предпочтении и т.п. Способы удовлетворения потребности (одной и той же) очень разнообразны и не все равноценны как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения общества. Общество может поощрять одни способы, допускать другие и запрещать третьи. В этих границах индивидуум должен сделать выбор. Этот выбор на самом деле делается (хотя не всегда осознанно), но человек не может в каждый момент своего существования принимать рациональные решения обычно ему нужны готовые образцы решений (без них ему пришлось бы перерабатывать гигантские объемы информации за короткие промежутки времени), и поэтому чаще всего тот или иной способ удовлетворения потребностей это не результат рационального выбора, а следование образцам, выработанным культурой. Именно выработанные культурой системы ценностей, или культурные нормы, выступают ли они в виде традиции или обычаев, моды или других готовых стереотипов поведения, снимают с человека “страшное бремя выбора” (Ф. Достоевский). Но способы удовлетворения потребностей социально детерминированы и меняются с развитием общества. Источник развития этих потребностей взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ, причем удовлетворение относительно элементарных (витальных) потребностей ведет к зарождению новых, “... и это порождение новых потребностей является первым историческим актом” п, т.е. отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к среде. Поскольку предметом нашего исследования являются потребности и Маркс К. Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 27. 51 женщины, вполне оправдано выделение и такого вида, как культура взаимоотношения полов. Недостаточное ее освоение самым отрицательным образом сказывается на личности, реализации всего комплекса ее потребностей: в счастливой и прочной семье, детях, самоутверждении, положительных эмоциях и т.п. Потребности женщины, реализуемые при взаимоотношениях с мужчиной, основанные на гармонизации как биологических, так и социальных факторов влечения, не имеют ничего общего как с ханжеским, лицемерным отношением к вопросам взаимоотношения полов, так и с цинизмом, половой распущенностью, вульгарностью. Культура этих потребностей личности предполагает высокую развитость у нее чувства ответственности за свое поведение, знание физиологических и нервнопсихологических особенностей индивидов противоположного пола, понимание роли любви в жизни человека. Женщины и мужчины живут в одном обществе, но их жизнедеятельность существенно отличается. Большую роль в этом играют жизненные ценности, которые отражают фундаментальные потребности и интересы, выражают субъективную общественную позицию человека, его мировоззрение и нравственные принципы. Жизненные ориентации женщин, с одной стороны, продукт их социализации, т.е. освоения культурных традиций, общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как членам общества. С другой стороны, ценностные ориентации, будучи отражением определяющих интересов женщин, выражают субъективную общественную позицию женщин, их мировоззрение и нравственные принципы, а формирование4 J системы ценностей означает становление личности женщины как активного субъекта социальной действительности. Система ценностей имеет свою иерархию (типологию). Вершину ее составляет “жизненный идеал” социально-политический и нравственный |