197 них является избавление от одиночества. Ее продемонстрировали 72,6 % одиноких женщин, причем 42,2 % из них уход от одиночества видят только в создании семьи и устроенной жизни. В ней они видят решение основных своих проблем: желание духовного общения, повышение материального уровня жизни (46,9 %), воспитание и обеспечение будущего своих детей (20,1 %). Однако треть респонденток (34,7 %) избавление от одиночества не связывают с браком и в своих ориентациях делают акцент только на духовном общении. Так как в Забайкалье второй по численности национальной группой после русских являются буряты, интересно проследить личностные ориентации бурятских женщин. Исследователи бурятской семьи отмечают, что в начале прошлого века в составе населения в равной мере были представлены кормящие члены семьи и иждивенцы (идентичность демографической нагрузки), одинаково с русскими оценивались показатели потенциалов и демографического воспроизводства. По сравнению с началом прошлого века произошли коренные сдвиги в социальной структуре населения, повлекшие за собой изменения в образе жизни. В советские годы произошёл резкий подъём уровня образования бурятских жителей: по пропорциям его составляющих буряты превзошли указанные показатели большинства административных районов Забайкалья с преобладанием русского населения. В советский период буряты становятся лидерами по основным показателям воспроизводства в регионе. По социологическим данным 20 , 48 % браков, заключаемых в сельской местности, – гражданские, в городской местности их 17 %. Традиционно такой брак характерен для бурятского этноса. Основным типом современной бурятской семьи является отдельная малая семья. Ее характерной чертой до недавнего времени, особенно для супружеских пар среднего и молодого возраста, является многодетность. Жизнь ценна в понимании бурят как условие продолжения рода, как возможность присутствия в будущем. Поэтому отношение к многодетности в народе весьма положительное. Многие, даже молодые женщины, с суеверным страхом относятся к абортам. 20 Басаева К.Д. Преобразования в семейно-брачных отношениях бурят. Улан-Удэ. Бур. книжн. Издво, 1974.115 с. |
71 Семья как ценностная ориентация со второго места сместилась на четвертое. Это снижение скорее своего рода реакция женщин на недостаточно оперативную адаптацию мужчин к новым экономическим жизненным реалиям. Неизменно самой важной ценностью остается воспитание детей, обеспечение их будущего. Хотя и наблюдается снижение ценности семьи для современных женщин, она по-прежнему остается важной в системе ценностей россиянок. Соблюдение женщинами общественных норм жизни предполагает непременное замужество и отойти от этого социального стереотипа достаточно сложно, так как в его основе продолжение догматического общественного сознания, фиксирующего “сексуальный договор” между мужчиной и женщиной. Каковы же брачные ориентации одиноких женщин? Наши данные, в отличие от приведенных в табл. 2.1.1, касаются только одиноких женщин. Поэтому вполне объяснимо, что основной доминирующей ориентацией у них является избавление от одиночества. Ее продемонстрировали 72,6 % одиноких женщины, причем 42,2 % из них уход от одиночества видят только в создании семьи и устроенной жизни. В ней они видят решение основных своих проблем: желание духовного общения, повышение материального уровня жизни (46,9 %), воспитание и обеспечение будущего своих детей (20,1 %). Однако треть респонденток (34,7 %) избавление от одиночества не связывают с браком и в своих ориентациях делают акцент только на духовном общении. Так как в Читинской области вторыми по численности являются буряты, интересно проследить брачные ориентации бурятских женщин. Исследователи отмечают, что в начале века в составе населения в равной мере былил ч представлены кормящие члены семьи и иждивенцы (идентичность демографической нагрузки), одинаково с русскими оценивались показатели потенциалов и демографического воспроизводства. В настоящее время (и особенно в советский период) буряты лидеры по основным показателям воспро 72 изводства в регионе. По сравнению с началом века произошли коренные сдвиги в социальной структуре населения, повлекшие за собой изменения в образе жизни. В советские годы произошёл резкий подъём уровня образования бурятских жителей: по пропорциям его составляющих буряты превзошли указанные показатели большинства административных районов Читинской области с преобладанием русского населения. Изменения социальных страт повысили мобильность жителей, их ✓ устремлённость в города области и в большом количестве за пределы Забайкалья (Иркутск, Хабаровск, Улан-Удэ, Владивосток и т.д.),Эта мобильность особенно присуща женщинам, поэтому в отдельные годы соотношение мужчин и женщин в трудоспособных возрастах доходит до 100 : 72 (явный избыток мужчин). По социологическим данным 48 % браков, заключаемых в сельской местности, гражданские, в городской местности их 17 %. Традиционно такой брак характерен для бурятского этноса. Его возникновение связывают с матриархатом 30. Усиление этих традиций произошло под влиянием буддизма ламаистского типа. Каждый мальчик из бурятской семьи уходил в монахи и заключал обет безбрачия. Вместе с тем, среди бурятмужчин существовал статус ламы-сожителя. Женщина была хозяйкой дома, управительницей в хозяйстве. Часто нештатный лама приживался в таком хозяйстве, а при необходимости уходил и оставлял своих детей.к В некоторых бурятских родах существовало фактическое многоженство (Паллас). Мужчина, обычно родовитый (зайсан, тайша), имел несколько жен, Г которые вели самостоятельное хозяйство, часто полученное в наследство. Основным типом современной бурятской семьи является отдельная малая семья31. Ее характерной особенностью, особенно для супружеских пар О А Басаева К.Д. Семья и брак у бурят (вторая половина XIX начало XX век).Новосибирск: Наука, 1980. 223 с. О 1 Басаева К.Д. Преобразования в семейно-брачных отношениях бурят. Улан-Удэ. Бур. книжн. изд-во,1974.115 с. 4 73 среднего и молодого возраста, является многодетность. Жизнь ценна в понимании бурят как условие продолжения рода, как возможность присутствия в будущем. Поэтому отношение к многодетности в народе весьма положительное, для стариков это радость. О тех родителях, у которых много детей говорят: “Это богатый человек”. Многие, даже молодые женщины с суеверным страхом относятся к абортам. Именно тем, что жизнь бурят не мыслится без детей, в бурятских семьях усыновляют чужих, не говоря о том, что в состав семьи включаются детисироты брата или сестры, иногда брата или сестры отца или матери. В современном быту совершенно изменилось отношение к женщинам, у которых внебрачные дети. В силу неравномерного соотношения между полами среди лиц среднего (как и старшего) поколения многие женщины не устроили своей семьи, и рождение у них внебрачных детей ни у кого не вызывает осуждения. Любопытно сравнение с европейским сознанием, которое с пониманием относится к бездетному, или же с русским сознанием, которое, как правило, сочувствует, жалеет. У бурят, как и многих народов, особой любовью пользуются внуки, потому что внук содержит в себе двойное, следовательно, наиболее прочное обеспечение присутствия в будущем. У бурят почти не бывает случаев, чтобы дети отказывались содержать престарелых родителей. В этом появляется одна из существенных черт бурятской семьи прочность родственных связей, необычайная ее внутренняя сплоченность. Таким образом, можно сказать, что семья и дети в бурятском менталитете занимают одно из самых ведущих мест. Видимо поэтому все события, 4 нарушающие целостность семьи, несут для бурят особо трагедийный оттенок, переживаются тяжело, не выставляются на обозрение. Об этом же косвенно говорит и мизерное количество брачных объявлений, поступивших от бурятских женщин. |