Проверяемый текст
Романова, Илона Валерьевна; Адаптация одиноких женщин к посттрудовому периоду в условиях современного российского общества (Диссертация 2002)
[стр. 200]

200 11) самопожертвование как готовность помогать другим, даже в ущерб себе; 12) авторитетностьспособность оказывать влияние на других, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы; 13) законность как установленный государством порядок, который обеспечивает безопасность индивида, равноправность его отношений с другими; 14) вольность как архаичная “свобода от...” ограничений волеизъявлению индивида, тяготеющая к вседозволенности.
Существенные нарушения этой иерархии будут свидетельствовать о социальном и личностном неблагополучии, о ценностном кризисе как составной части общего кризиса.
Приведенный перечень, содержащий наиболее общие, базовые ценности, представленный терминальными (№ 1-7) и инструментальными (№ 8-14) ценностями, позволяет зафиксировать изменения в статусно-иерархической структуре ценностного сознания, в ролевых функциях различных ценностей.
Сначала отметим общие тенденции в изменении ценностной структуры российского общества, а затем проследим как они трансформируются в сознании одиноких женщин.
Отличительной чертой советского сознания были явно или неявно выраженный миф о государстве – собственнике всех материальных ценностей, всех продуктов прошлого, настоящего и будущего труда своих подданных, о государстве, которое «одаряет» их этими благами в соответствии с заслугами перед ним, а также принципами социальной справедливости и равенства.
Поэтому центральной советской ценностью 23 , под которую подстраивались и в соответствии с которой видоизменялись все остальные ценности, было “Государство” с большой буквы, дающее жизнь и благоденствие.
В соответствии с этим понимались и многие другие важные ценности: «социальная справедливость», «порядок» – очень важная ценность для советского и постсоветского сознания – означал, прежде всего, порядок во всем государстве, устойчивую систему власти, имеющей силу и авторитет, и в гораздо меньшей степени воспринимался как порядок в делах отдельного человека или малой группы людей.
23 Левада Ю.
Возвращаясь к феномену «Человека советского»: проблемы методики анализа // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения, 1996, № 5.
[стр. 101]

3) свобода в современном, либеральном значении этого термина как “свободы для...” реализации социально позитивных потребностей и способностей индивида; ¥ 4) общение в семье, с друзьями и другими людьми, взаимопомощь; 5) семья, личное счастье, продолжение рода; 6) работа как самоценный смысл жизни и как средство для заработка; 7) благополучие доходы, комфорт своей жизни, здоровье; 8) инициативность, предприимчивость, способность выразить себя, выделиться; 9) традиционность уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств; 10) независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям; 11) самопожертвование как готовность помогать другим, даже в ущерб себе; 12) авторитетность способность оказывать влияние на других, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы; 13) законность как установленный государством порядок, который обеспечивает безопасность индивида, равноправность его отношений с другими; 14) вольность как архаичная “свобода от...” ограничений волеизъявлению индивида, тяготеющая к вседозволенности.
Приведенный перечень ценностей, содержащий наиболее общие, базовые ценности, представленные терминальными (№ 1-7) и инструментальными ценностями (№ 8-14) позволяет зафиксировать изменения в статусноиерархической структуре ценностного сознания, в ролевых функциях различных ценностей.
Жизненные ценности (по Н.И.Лапину, сноска 4)) и их иерархия у одиноких женщин исследуемых возрастных групп, полученная в ходе опроса, приведена в табл.2.2.2.
В ходе анкетирования респондентам предлагалось весь перечень ценностей распределить на пять рангов по приоритетности.
101

[Back]