203 дует выделить усиление роли таких ценностей, как материальный достаток и стабильность жизни. Так, опрос, проведенный Фондом “Общественное мнение” в апреле 1998 г., показал, что в ряду ценностей индивидуальной жизни “материальный достаток, благоустроенное жилье, хорошие бытовые условия” занимает второе место (61 %) после “собственного здоровья, здоровья близких” (76 %), а “стабильность жизни, отсутствие потрясений” – третье место (33 %). По мере ухудшения материального положения значительного числа россиян и усиления нестабильности их жизни эти основополагающие ценности выходят на первый план, отодвигая “идеологизированные” ценности на задворки сознания. Другой сквозной тенденцией современности является тенденция формирования и развития так называемого «потребительского индивидуализма», или «адаптационного индивидуализма», которая в свое время отмечалась многими авторами, в частности, И.М. Клямкиным 26 . Согласно ему и другим авторам, постсоветский индивидуализм – это, прежде всего, не вполне адекватная реакция на прежний, во многом насаждавшийся сверху коллективизм, и оборотной его стороной является распад социальных связей, слабость гражданского общества, отсутствие солидарности в отстаивании своих социальных и политических прав. В отличие от консолидированного западного общества российское общество атомизировано, причем это состояние характеризует все его основные социальные группы. Изучая социальную адаптацию одиноких женщин, мы включили в анкету вопрос: «Какие из перечисленных жизненных ценностей являются для Вас наиболее значимыми?». Иерархия жизненных ценностей одиноких женщин трех возрастных групп, полученная в ходе опроса, приведена в табл. 3.1.2. В ходе анкетирования респонденткам предлагалось весь перечень ценностей распределить на пять рангов по приоритетности. Имеющийся материал позволяет наметить те сдвиги, которые произошли в ценностных ориентациях изучаемых возрастных групп одиноких женщин. Все исследованные группы одиноких женщин объединяют первичная ориентация (1 – 2 ранги) на такие базовые терминальные ценности как «жизнь 26 Клямкин И.М. Политическая социология переходного общества // Политические исследования, 1993, № 4. |
3) свобода в современном, либеральном значении этого термина как “свободы для...” реализации социально позитивных потребностей и способностей индивида; ¥ 4) общение в семье, с друзьями и другими людьми, взаимопомощь; 5) семья, личное счастье, продолжение рода; 6) работа как самоценный смысл жизни и как средство для заработка; 7) благополучие доходы, комфорт своей жизни, здоровье; 8) инициативность, предприимчивость, способность выразить себя, выделиться; 9) традиционность уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств; 10) независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям; 11) самопожертвование как готовность помогать другим, даже в ущерб себе; 12) авторитетность способность оказывать влияние на других, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы; 13) законность как установленный государством порядок, который обеспечивает безопасность индивида, равноправность его отношений с другими; 14) вольность как архаичная “свобода от...” ограничений волеизъявлению индивида, тяготеющая к вседозволенности. Приведенный перечень ценностей, содержащий наиболее общие, базовые ценности, представленные терминальными (№ 1-7) и инструментальными ценностями (№ 8-14) позволяет зафиксировать изменения в статусноиерархической структуре ценностного сознания, в ролевых функциях различных ценностей. Жизненные ценности (по Н.И.Лапину, сноска 4)) и их иерархия у одиноких женщин исследуемых возрастных групп, полученная в ходе опроса, приведена в табл.2.2.2. В ходе анкетирования респондентам предлагалось весь перечень ценностей распределить на пять рангов по приоритетности. 101 |