Проверяемый текст
[стр. 92]

92 ностей, тем содержательнее становилось и само понятие одиночества.
Практически все основные философские школы и направления в той или иной мере и в соответствии со своими мировоззренческими принципами касались в своих исследованиях одиночества как одной из важных проблем человечества.
Уже при зарождении теоретического познания возникает понятие одиночества.
В трактатах
Платона и Аристотеля подчеркивается значимость общения в противовес обособленности, одиночеству индивида.
По мере теоретического осмысления проблемы одиночества в XIX в.
формируются две основные философские концепции
– американских трансценденталистов и европейских экзистенциалистов.
В своем развитии они дали две различные трактовки понятия одиночества
оптимистическую и пессимистическую.
Согласно первой, одиночество рассматривается как добровольное уединение и дает возможность для выражения в душе человека тяги к красоте, добру и совершенству, причем физическое уединение в рамках этой концепции
это лишь первая ступень на пути к уединению высшему, духовному.
Трансценденталисты фактически первыми
в истории европейской мысли стали проводить ясное различие одиночества как результата полной отчаяния городской жизни и уединения как необходимой для творческой личности концентрации на ее духовных потенциях, способных создать в душе человека преграду против приливных волн городской цивилизации с усреднением личности, господством конкуренции.
Трансценденталисты рассматривали уединение как средство самозащиты, способ социального и творческого возмужания.
Видным представителем американских трансценденталистов XIX в.
был писатель и философ Генри Дэвид Торо.
Осмысливая свою философию добровольного уединения, Торо более двух лет провел в убогой хижине.
В основе его философии лежал принцип, согласно которому личности достаточно замкнуться в себе, чтобы в ней возродилась мощная тяга к красоте, добру, совершенству.
"Общество, даже самое лучшее, утомляет и отвлекает от серьезных дум,
– говорил Г.
Торо.
Я люблю оставаться один.
Ни с кем так не приятно общаться, как с одиночеством.
Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих
комнат"2 .
2 Торо Г.Д.
Уолден, или жизнь в лесу.
М., 1980.
[стр. 13]

13 субъективных реальностей, тем содержательнее становилось и само понятие одиночества.
Практически все основные философские школы и направления в той или иной мере и в соответствии со своими мировоззренческими принципами касались в своих исследованиях одиночества как одной из важных проблем человечества.
Уже при зарождении теоретического познания возникает понятие одиночества.
В трактатах
Аристотеля подчеркивается значимость общения в противовес обособленности, одиночеству индивида.
По мере теоретического осмысления проблемы одиночества в XIX веке формируются две основные философские концепции
американских трансцейденталистов и европейских экзистенциалистов.
В своем развитии они дали две различные трактовки понятия одиночества
оптимистическую и пессимистическую.
Согласно первой одиночество рассматривается как добровольное уединение и дает возможность для выражения в душе человека тяги к красоте, добру и совершенству, причем физическое уединение в рамках этой концепции
это лишь первая ступень на пути к уединению высшему, духовному.
Трансценденталисты фактически первыми
стали проводить ясное различие одиночества как результата "полной отчаяния" городской жизни и уединения как необходимой для * творческой личности концентрации на ее духовных потенциях, способных создать в душе человека преграду против воли городской цивилизации с усреднением личности, господством конкуренции 2.
Представители второго направления экзистенциалисты рассматривают одиночество с различных сторон.
Согласно Б.Паскалю человек совершенно одинок и заброшен в бессмысленное бытие.
Окруженный со ч 2 ’ Торо Г.Д.
Уолден, или Жизнь в лесу.
М., 1980.
с.
48.


[стр.,15]

15 способствующим раскрытию его внутреннего мира, становлению личности.
Только в тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия, а также и реальную ценность общения.
«Общество, даже самое лучшее, утомляет и отвлекает от серьезных дум,
заметил американский писатель Г.
Торо.
Я люблю оставаться один.
Ни с кем так не приятно общаться, как с одиночеством.
Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих
комнат»7.
Современный экзистенциализм вырабатывает специальную психологическую технику внутреннего сосредоточения, медитации, особой психотерапии (например, японская школа «морита»).
Находясь в состоянии уединения, человек мысленно общается не только сам с собой, но и со своими идеальными, воображаемыми друзьями.
В целом же экзистенциализм отразил духовный кризис современной эпохи, обнажил ее противоречия и болезни, но предложить выход из ситуации не смог, так как недооценил социальную обусловленность человеческих отношений.
При всем многообразии взглядов на одиночество у экзистенциалистов прослеживаются две основные тенденции.
Первая состоит в понимании одиночества как негативного, или пассивного состояния, которое разрушает человеческую личность.
Вторая связана с ф определением одиночества как творческого, активного, необходимого, неотъемлемого начала, из которого рождается полноценная личность.
В соответствии с историко-философской традицией исследования одиночества личности русская нравственная философия придала этой проблеме общечеловеческий масштаб.
Для русской философской мысли характерно острое переживание неумолимого процесса взаимного обособления людей друг от друга углубляющейся атомизации человечества, проявляющейся тенденции превращения народа в население, безликий 7 Торо Г.Д.
Уолден, или Жизнь в лесу.
М., 1979.

[Back]