Проверяемый текст
[стр. 93]

93 Представители второго направления – экзистенциалисты – рассматривают одиночество с разных сторон.
Согласно Б.
Паскалю, человек совершенно одинок и заброшен в бессмысленное бытие.
Окруженный со всех сторон бесконечной и пустой Вселенной, он в ужасе наталкивается на стену собственного одиночества3 .
Чувство покинутости – катастрофа для каждого индивида как только он проникнется осознанием крайней условности нашего бытия и метафизической изгнанности.
Ницше также склонен утверждать, что каждый из нас в отдельности приговорен к метафизическому одиночеству, что со смертью Бога каждый становится "последним человеком".
Оба философа ярко иллюстрируют драму своего времени – процесс тотального отчуждения и "атомизации" индивидов, когда каждый живет и умирает в одиночку.
Экзистенциальная философия, начиная от Серена Кьеркегора и до Альбера Камю, открыла, что душа человеческая интересней, чем Вселенная, и микрокосм столь же велик и бесконечен, как и макрокосм, и попыталась изучить причины духовного и нравственного опустошения, всеобщего отчуждения, распада и разрушения личности.
Одиночество Кьеркегора – это замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме Бога.
Человек, согласно Кьеркегору, существует лишь для Бога, поскольку Бог существует для него.
Бог отчуждает от мира, замыкает человека в самом себе.
Личность, существующая в субъективной самоизоляции, чужда всякой социальности, что неизбежно порождает одиночество 4 .

В своей работе "Несчастнейший" С.
Кьеркегор сравнивал людей с "одинокими птицами в ночном безмолвии, собравшимися один-единственный раз, дабы проникнуться назидательным зрелищем ничтожества жизни, медлительности дня и бесконечной длительности времени" 5 .
Представителей экзистенциальной философии занимали глобальные вопросы: почему XX в.
стал веком разъединения, обособления, несогласия и нетерпимости? Почему общество превратилось в планету глухих – где каждый говорит только свое, не слыша и не понимая других? Одиночество часто рассматривается как нечто деструктивное по отношению к личности, мешающее ей жить, ставящее преграды и ломающее ее.
И 3 Паскаль Б.
Мысли.
Ларошфуко Ф.
де.
Максимы.
Лабрюйер Ж.
де.
Характеры.
М.: 1974.
С.
122.
4
Kierktgaarol vivant.
Collogue organise par Unesko a Paris lu 21-23 april 1964, Paris, 1966, p.
27.
5 Кьеркегор С.
Несчастнейший.
Северные цветы, кн.
4.
С-Пб., 1908, с.38.
[стр. 14]

14 всех сторон бесконечной и пустой Вселенной он в ужасе наталкивается на зстену собственного одиночества .
По-иному трактует эту проблему датский теолог и философ Серен Кьеркегор.
Его одиночество это замкнутый мир внутреннего самосознания, мир принципиально не размыкаемый никем, кроме Бога.
Человек, согласно Кьеркегору, существует лишь для Бога, поскольку Бог существует для него.
Бог отчуждает от мира, замыкает человека в самом себе.
Личность, существующая в субъективной самоизоляции, чужда всякой социальности, что неизбежно порождает одиночество 4.

Созвучно понимание одиночества у русского мыслителя Н.А.Бердяева и американского философа и психолога Э.Фромма.
В основу их философского мировоззрения положено особое толкование категории свободы.
Одиночество также выражается ими через эту категорию.
Но, если, по Бердяеву , личностью можно стать только через момент одиночества именно здесь переживается единственность и неповторимость человеческого "Я", а потому свободный человек стремится к одиночеству, то по Фромму, индивид бежит от своей свободы, несущей ему одиночество, неуверенность и страх.
Поэтому одиночество для Фромма состояние, патологически разрушающее личность6.
Одним из центральных у современных представителей экзистенциализма стал нравственно-психологический аспект проблемы одиночества.
В частности, представители атеистического экзистенциализма рассматривали одиночество как проклятье.
В то же время представители религиозного направления считали его необходимым элементом экзистенции человека, ï Паскаль Б.
Мысли.
Ларошфуко Ф.
де.
Максимы.
Лабрюйер Ж.
де.
Характеры М.: 1974.
с.
122.
4
Kierktgaard vivant.
Collogue organise par Unesco a Paris lu 21 an 23 avril 1964, Paris, 1966, .27.
См.
Бердяев H.A.
Царство духа и царство кесаря.
М.: 1995.
с.15; 6 См.
Фромм Э.
Анатомия человеческой деструкции.
М.: 1995 ; Фромм Э.
Иметь или быть.
М.: 1986,

[Back]