Проверяемый текст
[стр. 94]

94 часто одиночество рассматривается как следствие давления внешнего мира на личность, которое и вынуждает ее отгораживаться от него, бежать, одновременно страдая от этого.
Экзистенциальное осмысление проблемы одиночества дается и в творчестве французского философа и писателя Ж.П.
Сартра.
Целый ряд его героев живет будто взаперти, мучаясь своим одиночеством и в то же время оберегая его, желая его.
Именно от внешнего мира защищаются они в своем затворничестве, в этом болезненном компромиссе, и не могут найти освобождения ни в бегстве, ни в любви, ни в бунте, ни в творчестве.
Созвучно понимание одиночества и у русского мыслителя Н.
А.
Бердяева.

В основу его философского мировоззрения положено особое толкование категории свободы.
Одиночество также выражается им через эту категорию.

По Бердяеву 6 , личностью можно стать только через момент одиночестваименно здесь переживается единственность и неповторимость человеческого "Я", а потому свободный человек стремится к одиночеству.
Н.
Бердяев делает вывод, что "одиночество в известном смысле слова есть явление социальное".
Одним из центральных у современных представителей экзистенциализма стал нравственно-психологический аспект проблемы одиночества.
В частности, представители атеистического экзистенциализма рассматривали одиночество как проклятье.
В то же время представители религиозного направления считали его необходимым элементом экзистенции человека,
способствующим раскрытию его внутреннего мира, становлению личности.
Только в тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия, а также и реальную ценность общения.

Современный экзистенциализм вырабатывает специальную психологическую технику внутреннего сосредоточения, медитации, особой психотерапии (например, японская школа "морита").
Находясь в состоянии уединения, человек мысленно общается не только с самим собой, но и со своими идеальными, воображаемыми друзьями.
В целом же экзистенциализм отразил духовный кризис современной эпохи, обнажил ее противоречия и болезни, но предложить выход из ситуации не смог, так как недооценил социальную обусловленность человеческих отношений.

6 Бердяев Н.
А.
Царство духа и царство кесаря.
М.: 1995.
С.
15.
[стр. 14]

14 всех сторон бесконечной и пустой Вселенной он в ужасе наталкивается на зстену собственного одиночества .
По-иному трактует эту проблему датский теолог и философ Серен Кьеркегор.
Его одиночество это замкнутый мир внутреннего самосознания, мир принципиально не размыкаемый никем, кроме Бога.
Человек, согласно Кьеркегору, существует лишь для Бога, поскольку Бог существует для него.
Бог отчуждает от мира, замыкает человека в самом себе.
Личность, существующая в субъективной самоизоляции, чужда всякой социальности, что неизбежно порождает одиночество 4.
Созвучно понимание одиночества у русского мыслителя Н.А.Бердяева и американского философа и психолога Э.Фромма.
В основу их философского мировоззрения положено особое толкование категории свободы.
Одиночество также выражается ими через эту категорию.

Но, если, по Бердяеву , личностью можно стать только через момент одиночества именно здесь переживается единственность и неповторимость человеческого "Я", а потому свободный человек стремится к одиночеству, то по Фромму, индивид бежит от своей свободы, несущей ему одиночество, неуверенность и страх.
Поэтому одиночество для Фромма состояние, патологически разрушающее личность6.
Одним из центральных у современных представителей экзистенциализма стал нравственно-психологический аспект проблемы одиночества.
В частности, представители атеистического экзистенциализма рассматривали одиночество как проклятье.
В то же время представители религиозного направления считали его необходимым элементом экзистенции человека,
ï Паскаль Б.
Мысли.
Ларошфуко Ф.
де.
Максимы.
Лабрюйер Ж.
де.
Характеры М.: 1974.
с.
122.
4 Kierktgaard vivant.
Collogue organise par Unesco a Paris lu 21 an 23 avril 1964, Paris, 1966, .27.
См.
Бердяев H.A.
Царство духа и царство кесаря.
М.: 1995.
с.15; 6 См.
Фромм Э.
Анатомия человеческой деструкции.
М.: 1995 ; Фромм Э.
Иметь или быть.
М.: 1986,

[стр.,15]

15 способствующим раскрытию его внутреннего мира, становлению личности.
Только в тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия, а также и реальную ценность общения.

«Общество, даже самое лучшее, утомляет и отвлекает от серьезных дум, заметил американский писатель Г.
Торо.
Я люблю оставаться один.
Ни с кем так не приятно общаться, как с одиночеством.
Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат»7.
Современный экзистенциализм вырабатывает специальную психологическую технику внутреннего сосредоточения, медитации, особой психотерапии (например, японская школа «морита»).
Находясь в состоянии уединения, человек мысленно общается не только сам с собой, но и со своими идеальными, воображаемыми друзьями.
В целом же экзистенциализм отразил духовный кризис современной эпохи, обнажил ее противоречия и болезни, но предложить выход из ситуации не смог, так как недооценил социальную обусловленность человеческих отношений.

При всем многообразии взглядов на одиночество у экзистенциалистов прослеживаются две основные тенденции.
Первая состоит в понимании одиночества как негативного, или пассивного состояния, которое разрушает человеческую личность.
Вторая связана с ф определением одиночества как творческого, активного, необходимого, неотъемлемого начала, из которого рождается полноценная личность.
В соответствии с историко-философской традицией исследования одиночества личности русская нравственная философия придала этой проблеме общечеловеческий масштаб.
Для русской философской мысли характерно острое переживание неумолимого процесса взаимного обособления людей друг от друга углубляющейся атомизации человечества, проявляющейся тенденции превращения народа в население, безликий 7 Торо Г.Д.
Уолден, или Жизнь в лесу.
М., 1979.

[Back]