Проверяемый текст
[стр. 95]

95 При всем многообразии взглядов на одиночество у экзистенциалистов прослеживаются две основные тенденции.
Первая состоит в понимании одиночества как негативного, или пассивного состояния, которое разрушает человеческую личность.
Вторая связана с
определением одиночества как творческого, активного, необходимого, неотъемлемого начала, из которого рождается полноценная личность.
В соответствии с историко-философской традицией исследования одиночества личности русская нравственная философия придала этой проблеме общечеловеческий масштаб.
Для русской философской мысли характерно острое переживание неумолимого процесса взаимного обособления людей друг от друга
углубляющейся атомизации человечества, проявляющейся тенденции превращения народа в население, безликий и бессмысленный конгломерат абсолютно чуждых друг другу эгоистов, наконец, отмирания всех человеческих свойств души – отчуждения каждого от самого себя 7 .
В XX в.
обозначается социологический подход к изучению одиночества, заключающийся в трактовке этого феномена как явления
типичного, свойственного широким и самым различным слоям населения.
Очень показательна в этом плане книга "Одинокая толпа" социолога Д.
Рисмена
8 , изданная в середине прошлого столетия в США.
Согласно его концепции "социального характера" выделяются три основных типа характера, соответствующие трем типам общественного устройства.
"Традиционно ориентированный"
соответствующий средневековью; "изнутри ориентированный"соответствующий эпохе свободного предпринимательства, связанный с инициативой и активностью личности и "извне ориентированный"относимый к монополистической стадии развития капитализма, превращающий человека в индивидуалиста, в объект манипулирования со стороны государства.
Такая личность оказывается подверженной различным видам отчуждения и самоотчуждения, обусловленным самой системой организации всей социальной жизни, где
разрушаются такие формы общения, как семейная жизнь, любовь, дружба, что в конечном итоге приводит к одиночеству человека.
7 См.
Фромм Э.
Анатомия человеческой деструкции.
М.:1995; Фромм Э.
Иметь или быть.М.: 1986.
8 Riesman D., Denney R & Glaser N.
The lonely crowd.
New Haven.
Yale University Press, l950.
[стр. 15]

15 способствующим раскрытию его внутреннего мира, становлению личности.
Только в тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия, а также и реальную ценность общения.
«Общество, даже самое лучшее, утомляет и отвлекает от серьезных дум, заметил американский писатель Г.
Торо.
Я люблю оставаться один.
Ни с кем так не приятно общаться, как с одиночеством.
Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат»7.
Современный экзистенциализм вырабатывает специальную психологическую технику внутреннего сосредоточения, медитации, особой психотерапии (например, японская школа «морита»).
Находясь в состоянии уединения, человек мысленно общается не только сам с собой, но и со своими идеальными, воображаемыми друзьями.
В целом же экзистенциализм отразил духовный кризис современной эпохи, обнажил ее противоречия и болезни, но предложить выход из ситуации не смог, так как недооценил социальную обусловленность человеческих отношений.
При всем многообразии взглядов на одиночество у экзистенциалистов прослеживаются две основные тенденции.
Первая состоит в понимании одиночества как негативного, или пассивного состояния, которое разрушает человеческую личность.
Вторая связана с
ф определением одиночества как творческого, активного, необходимого, неотъемлемого начала, из которого рождается полноценная личность.
В соответствии с историко-философской традицией исследования одиночества личности русская нравственная философия придала этой проблеме общечеловеческий масштаб.
Для русской философской мысли характерно острое переживание неумолимого процесса взаимного обособления людей друг от друга
углубляющейся атомизации человечества, проявляющейся тенденции превращения народа в население, безликий 7 Торо Г.Д.
Уолден, или Жизнь в лесу.
М., 1979.


[стр.,16]

16 и бессмысленный конгломерат абсолютно чуждых друг другу эгоистов, наконец, отмирания всех человеческих свойств души отчуждения каждого от самого себя 8.
Философы много и по-разному рассуждали о феномене одиночества применительно к человеку вообще, но практически не исследовали его с позиций мужского и женского начал, в стороне оставляя тот факт, что взгляд на природу общества, человека, культуру не может быть нейтральным прежде всего в половом отношении.
Определенное объяснение этому существует.
Игнорирование женской специфики при изучении природы человека сложилось исторически и обнаруживает себя не только в тех теориях (начиная с Аристотеля, далее И.
К а н т , О.Вейнингер 10, З.Фрейд п), где женщина открыто объявляется существом по сравнению с мужчиной дефектным или где вообще ничего не говорится о женщине, но часто и в тех, где на отличие женщины от мужчины указывается без очевидной дискриминации.
К последним можно отнести работы Н.Ходоровой 12, 13 14 К.Гиллиган , А.
Рич , проанализировавших развитие психики женщин, не *1 принижая того, что их отличает от мужчин, проследивших пути, по которым можно определить женские ценности и приоритеты, исходя не из внутренних особенностей женской природы, а из социального опыта женщин и их каждодневной деятельности, т.е.
тех реальностей, которые показывают, чем жизнь женщин отличается от жизни мужчин.
В XX веке обозначается социологический подход к изучению одиночества, заключающийся в трактовке этого феномена как явления
типично9 Ю 11 12 13 14 Бердяев Н.А.
Метафизика пола и любви // Русский эрос.
М.: 1991.
с.
254.
Кант И.
О различии возвышенного и прекрасного у мужчин и женщин.
Соч.
Т.2.
Вейнингер О.
Пол и характер.
М., 1991.
Фрейд 3.
Введение в психоанализ.
М., 1989.
с.
384.
ChodorowN.
The Reproduction of Mothering.
Berkeley, 1978.p.
167.
Gilligan C.
In a Different Voice.
Cambridgee, 1993.
Rich A.
Of Woman Born.
Virago Press, 1977.


[стр.,17]

17 го, свойственного широким и самым различным слоям населения.
Очень показательна в этом плане книга "Одинокая толпа" социолога Д.
Рисмена ,
изданная в середине нашего столетия в США.
Согласно его концепции "социального характера" выделяются три основных типа характера, соответствующие трем типам общественного устройства.
"Традиционноориентированный"
соответствующий средневековью; "изнутри-ориентированный" соответствующий эпохе свободного предпринимательства, связанный с инициативой и активностью личности и "извне-ориентированный" относимый к монополистической стадии развития капитализма, превращающий человека в индивидуалиста, в объект манипулирования со стороны государства 15.
Такая личность оказывается подверженной различным видам отчуждения и самоотчуждения, обусловленным самой системой организации всей социальной жизни, где
развращаются такие формы общения, как семейная жизнь, любовь, дружба, что в конечном итоге приводит к одиночеству человека.
ч Развивая далее эту мысль, известный американский футуролог О.
Тоффлер в своих работах показывает, что ускорение социальных и технологических изменений создает все больше трудностей для адаптации человека и оказывает шоковое воздействие на общество в целом .
Он констатирует, что межличностные отношения развиваются в направлении от централизации к децентрализации, от объединения к отчуждению.
Очень важны выводы О.Тоффлера о многообразных явлениях и процессах, обусловленных техническим прогрессом современного общества, в томг * числе и о проблеме одиночества.
Они дают более полную картину современного мира и места в нем человека.
Говоря об экономическом и социh » * * « 15 Riesman D., Denney R.
& Glaser N.
The loneli crowd.
New Haven.
Yale University Press.
1950.
6 Тоффлер О.
Смещение власти.
Знание.
Богатство принуждение на пороге XIX века.
М., 1992.

[Back]