97 Существенное значение для понимания проблемы одиночества имеет типологическое различение эмоционального и социального одиночества, введенное американским ученым Р. Вейсом. Отсутствие тесной эмоциональной привязанности, неспособность найти душевный отклик и понимание у других людей Р. Вейс определил как эмоциональное одиночество 12 . Люди, переживающие подобное одиночество из-за отсутствия интимной привязанности, такой как любовная или супружеская, склонны испытывать чувство глубокого уединения независимо от того, доступно или недоступно им общество других. Под социальным одиночеством понимается отсутствие доступного круга общения и удовлетворения социальных связей. Оно проявляется в формах изгнания, остракизма, неприятия, вынужденного увольнения и т.п. Такой тип одиночества всегда мучителен и сопровождается множеством разнообразных отрицательных эмоций – ощущением скуки, грусти, тоски, отчаяния, подавленности, жалости к себе, социальной маргинальности, отверженности, неполноценности, бесцельности жизни и т.п. Р. Вейс – как главный выразитель интеракционистского подхода к проблеме одиночества – рассматривал его не только как функцию фактора личности или фактора ситуации, а как продукт их комбинированного (или интерактивного) влияния 13 . Пропорции внутренних и внешних факторов одиночества всегда своеобразны, различны, конкретны, что определяет многообразие форм одиночества. В зависимости от конкретного контакта индивида и социума "виновником" одиночества в той или иной степени оказываются и индивид, и социальная среда, и исполняемая социальная роль. Весьма важным для исследования проблемы одиночества является когнитивный подход, который предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами – желаемым и достигнутым уровнями собственных социальных контактов. Представители когнитивного подхода (Энн Пепло и ее коллеги), основываясь на представлениях Р. Вейса, определяют слагаемые одиночества и формулируют взаимосвязи между ними в теории. Они исследуют как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие возникновению одиночества, а также влияние как прошлого, так и настоящего на становление 12 Weiss R. S. (Ed) Loneliness: The Experience of Emotional and Social Isolation. Cambridge: MIT Press, 1973. 13 Weiss R. S. Narital separation. N.Y.: Basic Books, 1975. |
18 альном кризисах, которые сотрясают современное общество, нельзя обойти и формируемый ими нравственный кризис, который есть суть ощущения огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести в результате утраты в новых "рыночных" условиях прежних ценностей, идеалов. Известный психоаналитик К.Хорни в одной из своих 17 работ подчеркивает, что «отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы, приходится брать верх над ними и нередко отталкивать в сторону. Превосходство одного нередко означает неудачу для другого, возникает враждебная напряженность между людьми. Соперничеством и потенциальной враждебностью проникнуты все человеческие отношения». Применительно к сегодняшней России такие, ставшие уже социально значимыми, факторы как обнищание народа, появление массовой безработицы, рост преступности в сочетании с общим падением нравственности служат источником отчаяния и одиночества людей. Человек не просто отчуждается от человека, от общества, он ищет спасение в одиночестве от трудностей жизни. Существенное значение для понимания проблемы одиночества имеет типологическое различение эмоционального и социального одиночества, введенное американским ученым Р.Вейсом. Отсутствие тесной эмоциональной привязанности, неспособность найти душевный отклик и понимание у других людей Р. Вейс определил как эмоциональное одино18чество . Люди, переживающие подобное одиночество, склонны испытывать чувство глубокого уединения независимо от того, доступно или недоступно им общество других. ь « 77 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. -М.;1990. с.217. 1g Weiss R.S. (Ed) Loneliness: The Experience of Emotional and Social Isolation.Cambridge: MIT Press, 1973. 19 Под социальным одиночеством понимается отсутствие доступного круга общения и удовлетворения социальных связей. Оно проявляется в формах изгнания, остракизма, неприятия, вынужденного увольнения и т.п. Такой тип одиночества всегда мучителен и сопровождается множеством разнообразных отрицательных эмоций ощущением скуки, грусти, тоски, отчаяния, подавленности, жалости к себе, отверженности, неполноценности, бесцельности жизни и т.п. Р.Вейс как главный выразитель интеракционистского подхода к проблеме одиночества рассматривал его не только как функцию фактора фактора 19 интерактивного) влияния . Пропорции внутренних и внешних факторов одиночества всегда своеобразны, различны, конкретны, что определяет многообразие форм одиночества. Сами по себе недостаток, избыток или особенности социальных связей автоматически не порождают у индивида состояния одиночества. Оно может возникнуть в зависимости от реакции личностного микромира индивида на эти связи, привлекающие его или отталкивающие, соответствующие или не соответствующие его потребно-4 стям и исполняемой им социальной роли. Так что в зависимости от конкретного контакта индивида и социума "виновником" одиночества в той или инои степени оказываются и индивид, и социальная среда, и исполняемая социальная роль. Весьма важным для исследования проблемы одиночества является когнитивный подход, который предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами желаемым и достигнутым уровнями собственных социальных контактов. Weiss Я.Э. Ыагка! зерагайоп. -И.У.: Вазю Воокэ, 1975. 20 Представители когнитивного подхода (Л.Пепло и ее коллеги), основываясь на воззрениях Р. Вейса, исследуют как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие возникновению одиночества, а * также влияние как прошлого, так и настоящего на становление личности, причем акцент делается на процессе формирования самооценки личности и ее воздействии на одиночество 20. Факты свидетельствуют, что низкая самооценка и предопределяет у многих людей чувство одиночества. Более того, поскольку социальные связи являются сердцевиной личностного самосознания, то постоянное чувство одиночества приводит к появлению у человека заниженной самооценки. Все модели одиночества, которые исследуются этими авторами, подчеркивают тот факт, что человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих социальных отношений в каком-либо важном аспекте. Ими анализируются причинные объяснения одиночества индивидом. Способ объяснения самим человеком одиночества может влиять на его чувства и поступки, сопутствующие переживанию одиночества. Вывод, к которому приходят сторонники данного подхода, заключается в том, что переживание одиночества определяется когнитивными процессами, которые формируют наши чувства и направляют наши действия. Одиночество как состояние есть психическое переживание потери внутренней целостности личности и внешней гармонии с миром, тождественности и идентичности с другими людьми. Поэтому для более полной характеристики одиночества следует рассмотреть и психологические представления о нем. Эти представления изначально сформированы работами Д. Зилбурга, Г. Салливана, Ф. Фромма-Рейхмана, сторонников так 20 Peplau L.A.& Perlman D. Blueprint for a social psychological theory of loneliness.In: Cook M.& Wilson G. (Eds.). Love and attraction. Oxford, England: Pergamon, 1979. |