Проверяемый текст
[стр. 99]

99 дуальности человека.
Согласно Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности.
Фромм-Рейхман считает одиночество экстремальным состоянием.
"Одиночество, – пишет он – превращает людей в эмоционально парализованных и беспомощных" 16 .
Сторонники другой, социологической модели (Д.
Рисмен, Ф.И.
Слейтер) считают, что одиночество
плод особых социальных условий, когда враждебность общества заставляет индивида замыкаться в себе, избегать других людей.
Они полагают, что именно настоящее оказывает решающее влияние на формирование чувства одиночества, хотя не исключают и влияние детских переживаний
17 .
Рисмен и Слейтер связывают свой анализ одиночества с изучением американского общества.
Первый развивает концепцию личности, "направленную вовне".
Он считает, что такие ориентированные на других личности могут приобрести синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, они оказываются обособлены от своего истинного "Я", своих чувств и своих ожиданий.
Члены нашего "направленного вовне" общества образуют, как заявляет Рисмен в названии своей книги, "одинокую толпу".
Слейтер связывает проблему американца как личности с его индивидуализмом, который воплощен в стремлении отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости.
"К сожалению, чем больше мы преуспеваем в этом, тем сильнее мы ощущаем разобщенность, скуку и одиночество", – пишет Слейтер.
И Рисмен, и Слейтер не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормальное состояние, сколько считают одиночество нормативным – общим статистическим показателем, характеризующим американское общество 18 .
Завершая рассмотрение ранних подходов к анализу феномена одиночества, можно сделать несколько выводов, способствующих пониманию этой проблемы.
Во-первых, одиночество не может быть приравнено к физическому 16 См.
Теоретические подходы к одиночеству// В кн.
Лабиринты одиночества (ред.
Н.
Покровский).– М.: Прогресс, 1989.
– С.154.
17 Slater P.
E.
The pursuit of loneliness.
Boston: Beacon Press, 1976.
18 См.
Теоретические подходы к одиночеству// В кн.
Лабиринты одиночества (ред.
Н.
Покровский).– М.: Прогресс, 1989.
– С.158-159.
[стр. 21]

21 называемой психодинамической модели, на которых большое влияние оказало творчество З.Фрейда.
В своем анализе этой проблемы они исходят главным образом из своей клинической практики и, вероятно, поэтому склонны рассматривать одиночество как патологию 21.
Все они придают огромное значение раннему детству человека, считая одиночество результатом влияния на личность ранних детских впечатлений.
Согласно психодинамической модели одиночество своим происхождением обязано самой личности и произрастает из внутренней природы индивидуальности человека.
Сторонники другой, социологической модели (Д.Рисмен, Ф.И.Слейтер) считают, что одиночество
плод особых социальных условий, когда враждебность общества заставляет индивида замыкаться в себе, избегать других людей.
Они полагают, что именно настоящее оказывает решающее влияние на формирование чувства одиночества, хотя не исключают и влияние детских переживаний
22.
Современные эмпирические исследования феномена одиночества сводятся к изучению черт характера и личностных качеств одиноких людей, возрастных особенностей и атрибутивных моделей одиночества; к выделению составляющих феномена (например, когнитивной, эмоциональной и поведенческой), сопутствующих состоянию одиночества переменных, к определению степени его тяжести, а также к составлению различных Ч типологий и шкал одиночества.
Например, И.С.
Кон приводит следующую градацию одиночества (см.
цитируемую нами ранее его работу ).
Во-первых, временное, преходящее чувство одиночества и сопутствующее ему грустное и подавленное настроение нормальное явление человеческой жизни, которого никто не может избежать.
Во-вторых, ситуативное одиночество, порожденное особыми жизнен21 Fromm-Reichmann F.
Loneliness.
Psychiatry, N 22.
N.Y., 1959, р.
1 -1 5 .
22 Slater Р.Е.
The pursuit of loneliness.
Boston: Beacon Press, 1976.

[Back]