дагогика как теория такого образования обсуждает пути и средства воспитания личности и индивидуальности человека. Поэтому подлинная педагогика имеет глубоко гуманистический характер. С середины 80-х гг., когда в нашей стране началось демократическое обновление всех сфер общественной жизни, возникло новое педагогическое мышление. Два его основных положения можно сформулировать следующим образом: 1) обновление образования требует его глубокой демократизации и гуманизации; 2) образование должно быть нацелено на воспитание и развитие личности и индивидуальнос ти молодого человека. В последние годы эти педагогические установки стали постепенно проводиться в практику нашего образования. Личность представляет собой динамическое психическое образование, формирующееся в результате многочисленных социальных воздействий. Анализ научной литературы показывает, что необходимым условием становления человека как субъекта познания других является его включение в какой-то вид деятельности и установление между ними и окружающими людьми определенных отношений на основе сотрудничества и коллективизма (А.А. Бодалев, А.С. Макаренко, В.II. Мясищев). В зарубежных психологических направлениях, таких как бихевиоризм, персонализм, психоанализ и двухфакторная теория личности, личность рассматривалась с механистических, идеалистических и электических позиций. Бихевиоризм рассматривает сознание, личность, переживания человека только как «эпифеномены». Процесс развития личности сводится лишь к выработке навыка, а в подходе к человеку преобладает имперсоналистическая тенденция (Е. Толмен, К. Халл и др.). В противоположность бихевиоризму, персонализм рассматривает личность как психофизически нейтральное лицо, мир же представляет собой иерархию лиц. Высшей личностью или «вселичностыо» является божество (В. Штерн). В рамках психоанализа личность человека сильно биологизирована, социальное лишено конкретноисторического содержания и его роль в человеке сильно принижена. Человеком, по Фрейду, управляют влечение к жизни (половое) и влечение к смерти и разрушению, а обстоятельства и условия жизни всего лишь внешние моменты, которые учитываются организмом. 64 |
33 Структурное описание процесса взаимодействия представлено в теории социального действия, теории Т. Парсонса, в транзактном анализе Э. Берна, где взаимодействие рассматривается как целостное явление и подразделяется на такие компоненты, как позиции участников, ситуации и стиль действий. Изучая процесс общения, В.Н. Мясищев выделяет в нём три компонента: психическое отражение участниками общения друг друга или познание; отношение их друг к другу или характер их эмоционального отклика; обращение их друг с другом или особенности поведения, которые человек демонстрирует по отношению к другим людям. В процессе выполнения любого вида деятельности будет всегда возникать познание личностью других участников, проявляться отношения к ним и изменяться обращение с ними, что соответствует содержанию основных компонентов общения по В.Н. Мясищеву [132]. Мы понимаем общение как процесс межличностного взаимодействия, опосредованный системой отношений человека к окружающей действительности в форме совместной деятельности людей, и включающий в себя познание, отражение, воздействие или «обращение» людей друг с другом; как сторону совместной деятельности и способ ее реализации. Рассматривая категорию взаимодействия в рамках социальнопсихологического подхода, следует поставить вопрос не только о социальных и психологических детерминантах взаимодействия, но и о его роли в формировании личности. Личность представляет собой динамическое психическое образование, формирующееся в результате многочисленных социальных воздействий. Анализ научной литературы показывает, что необходимым условием становления человека как субъекта познания других является его включение в какой-то вид деятельности и установление между ними и окружающими людьми определенных отношений на основе сотрудничества и коллективизма (А.А. Бодалев, А.С. Макаренко, В.Н. Мясищев). 34 В зарубежных психологических направлениях, таких как бихевиоризм, персонализм, психоанализ и двухфакторная теория личности, личность рассматривалась с механистических, идеалистических и электических позиций. Бихевиоризм рассматривает сознание, личность, переживания человека только как «эпифеномены». Процесс развития личности сводится лишь к выработке навыка, а в подходе к человеку преобладает империалистическая тенденция (Е. Толмен, К. Халл и др.). В противоположность бихевиоризму, персонализм рассматривает личность как психофизически нейтральное лицо, мир же представляет собой иерархию лиц. Высшей личностью или «вселичностью» является божество (В. Штерн). В рамках психоанализа личность человека сильно биологизирована, социальное лишено конкретно-исторического содержания и его роль в человеке сильно принижена. Человеком, по Фрейду, управляют влечение к жизни (половое) и влечение к смерти и разрушению, а обстоятельства и условия жизни всего лишь внешние моменты, которые учитываются организмом [123]. Поэтому отношение рассматривалось как определенная реакция человека на обстоятельства без учета особенностей личности и её отношения к содержанию ситуации. Креч и Крачфилд определяют отношение «как упроченную организацию мотивационных, эмоциональных, перцептивных и познавательных процессов в связи с некоторыми аспектами индивида» [123, с. 134]. Г. Олпорт определяет отношение «как психическое и нервное состояние готовности выполнить директивное влияние, ответ индивида на объекты и ситуации, с которыми он соотносится» [123, с.142]. В отечественной психологии проблема личности является одной из центральных и рассмотрена в работах Н.Ф. Добрынина, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова и др., где личность представлена как высшее интегральное образование, как сознательный потенциальный регулятор психической деятельности и поведения человека. |