Проверяемый текст
Слепцова Ирина Федоровна. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки (Диссертация 2007)
[стр. 68]

ния, иногда на бессознательном уровне.
«Л»-концепция формируется под влиянием процессов социализации, социально-психологической адаптации человека к типичным ситуациям жизнедеятельности и в результате установления взаимоотношений в различных видах деятельности.
Интегративная и устойчивая «Я»-концепция представляет собой прочную психологическую основу для ориентации личности в различных социальных контактах, обеспечивая регулирующую функцию.

Люди вступают друг с другом в общение для совместного выполнения какого-то вида деятельности, требующего сотрудничества.
В отечественной психологии признана как основополагающая идея о единстве общения и деятельности, где общение понимается как реальность человеческих отношений, предполагающих, что любые формы общения, как особого вида деятельности, включены в специфические формы совместной деятельности.
А.Н.
Леонтьев понимает общение как определенную сторону деятельности: оно включено в любую деятельность, есть
се элемент, а сама деятельность является условием общения.
Поэтому общается всегда деятельный человек, «по поводу» какой-либо деятельности, и именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную
деятельность.
В свою очередь Б.Г.
Ананьев отмечает, что в повседневной жизни человек связан многочисленными отношениями с миром предметов и миром людей, и основным механизмом их установления является деятельность.
Деятельность, в которой взаимодействуют люди, определяет и формирует у них понятие о личности каждого из участников деятельности.

[222].
Существует несколько подходов к пониманию единства деятельности и общения.
Б.Ф.
Ломов выделяет эти процессы как две стороны социального бытия человека; его образа жизни.
Д.Б.
Эльконин рассматривает общение, с одной стороны, как коммуникативную деятельность, которая выступает самостоятельно на определенном этапе онтогенеза у дошкольников или в подростковом возрасте.
С другой стороны, общение понимается как один из видов деятельности со всеми структурными элементами, свойственными деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр.
М.И.
Лисина рассматривала
68
[стр. 26]

26 Взаимодействие людей им рассматривается как двусторонний процесс, в котором активно проявляются и развиваются потребности человека, личностные свойства, склонности и способности, т.е.
все стороны формирующейся личности.
Процесс общения также связан с особенностями протекания психических процессов у участвующих в общении людей.
В.Н.
Мясищев отмечает, что возникновение затруднений в субъективной основе общения у человека приводит к появлению состояния внутреннего напряжения, которое влияет на познавательные процессы и аффективноволевую сферу человека [132].
По мнению А.А.
Бодалева, взаимодействие людей друг с другом протекает в форме общения, как вид деятельности, в процессе которого происходит полноценное развитие человека как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности.
Воспитательное значение общения заключается в том, что оно является обязательным условием формирования интеллекта человека и, прежде всего, его аттенционных, перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик [21].
Таким образом, многие авторы рассматривают общение как процесс взаимодействия людей, действия которых побуждаются осознаваемыми ими мотивами и направлены на реализацию определенных целей.
Люди вступают друг с другом в общение для совместного выполнения какого-то вида деятельности, требующего сотрудничества.
В отечественной психологии признана как основополагающая идея о единстве общения и деятельности, где общение понимается как реальность человеческих отношений, предполагающих, что любые формы общения, как особого вида деятельности, включены в специфические формы совместной деятельности.
А.Н.
Леонтьев понимает общение как определенную сторону деятельности: оно включено в любую деятельность, есть
ее элемент, а сама деятельность является условием общения.
Поэтому общается всегда деятельный человек, «по поводу» какой-либо деятельности, и именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную


[стр.,27]

27 деятельность.
В свою очередь Б.Г.
Ананьев отмечает, что в повседневной жизни человек связан многочисленными отношениями с миром предметов и миром людей, и основным механизмом их установления является деятельность.
Деятельность, в которой взаимодействуют люди, определяет и формирует у них понятие о личности каждого из участников деятельности
[6, 115].
Существует несколько подходов к пониманию единства деятельности и общения.
Б.Ф.
Ломов выделяет эти процессы как две стороны социального бытия человека; его образа жизни.
Д.Б.
Эльконин рассматривает общение, с одной стороны, как коммуникативную деятельность, которая выступает самостоятельно на определенном этапе онтогенеза у дошкольников или в подростковом возрасте.
С другой стороны, общение понимается как один из видов деятельности со всеми структурными элементами, свойственными деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр.
М.И.
Лисина рассматривала
общение как особый вид деятельности в контексте схемы предметной деятельности А.Н.
Леонтьева, в которой определены структурные компоненты, операционно-техническая сторона, внутренний план действий и потребностно-мотивационный пласт деятельности [115,118 208].
Объяснительная схема, описывающая специфику общения и качественное своеобразие ее форм, базируется на двух ведущих категориях психологической науки общении и деятельности.
С одной стороны, общение рассматривается как условие совместной деятельности людей, как средство организации и развития деятельности (Г.М.
Андреева, В.В.
Давыдов, С.Г.
Якобсон и др.).
С другой стороны, деятельность является средством общения людей согласно теории деятельностного опосредствования человеческих отношений (А.В.
Петровский и др.).
Мы считаем, что общение в широком смысле слова следует рассматривать и как сторону совместной деятельности, и как своеобразный способ ее реализации.
Такое широкое понимание двух взаимосвязанных процессов исходит из

[стр.,38]

деятельности» [141].
Поэтому формирование «Я-концепции» личности можно рассматривать как результат социализации и социальнопсихологической адаптации.
Важно отметить, что «Я»-концепция личности представляет собой когнитивную систему, состоящую из подсистем: личностной и социальной идентичности.
Первая относится к самоопределению через «Я»-физическое, «Я»-интеллектуальное и «Я»-нравственное.
Вторая подсистема определяет принадлежность человека к различным социальным категориям, и является важным регулятором самосознания и социального поведения.
Следует констатировать, что личностные и групповые начала находятся в обратных отношениях друг с другом.
Теория социальной идентичности рассматривает межличностные и межгрупповые формы взаимодействия как два полюса одного континуума, на котором располагаются варианты социального поведения.
Следует сказать, что «Я»-концепция человека и её подструктуры играют большую роль в процессе общения, т.к.
являются важным фактором регуляции поведения, иногда на бессознательном уровне.
«Я»-концепция формируется под влиянием процессов социализации, социальнопсихологической адаптации человека к типичным ситуациям жизнедеятельности и в результате установления взаимоотношений в различных видах деятельности.
Интегративная и устойчивая «Я»-концепция представляет собой прочную психологическую основу для ориентации личности в различных социальных контактах, обеспечивая регулирующую функцию.

Также понимание процесса адаптации, как социально-психологического феномена, основывается на анализе социального и психологического аспектов адаптации человека к социуму.
Как правило, посредником между человеком и социумом выступает конкретная группа, которая уже обладает сформированной структурой межличностных отношений и является носителем норм, ценностей, стереотипов, образцов поведения.
Поэтому результатом успешной социальной адаптации многие исследователи (Т.В.
38

[Back]