Проверяемый текст
Слепцова Ирина Федоровна. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки (Диссертация 2007)
[стр. 71]

71 На современном этапе исследования Н.Н.
Авдеевой, А.В.

Болбочапу, Т.А.
Землянухиной, Г.И.
Капчеля, С.Ю.
Мещеряковой, А.И.
Сорокиной, Е.О.
Смирновой также показали, что общение есть мощный источник развития эмоциональной сферы, познавательной активности, произвольности и волевой сферы, самооценки и самосознания детей дошкольного возраста.
Как уже отмечалось, концепция М.И.
Лисиной построена на основе деятельностного и культурно-исторического подходов.
Рассмотрим первый из них.
В концепции А.Н.
Леонтьева все структурные компоненты деятельности являются внутренними, имманентными свойствами сознания самого субъекта.
Роль взрослому в структуре деятельности отведена лишь как внешнему фактору, который организует индивидуальную деятельность ребенка.
Однако уже Л.С.
Выготский видел общение со взрослым первичным по отношению к любой индивидуальной деятельности, т.к.
именно взрослый открывает ребенку предмет (его функцию, смысл, значение) и
даст психологические орудия овладения собой (знаки).
Опираясь на культурно-историческую концепцию, М.И.
Лисина утверждает, что потребность в общении определяется позицией взрослого по отношению к ребенку, который выделяет его личность и осуществляет с ним осмысленное общение.
Поэтому она опровергает положение выдвинутое в теории А.Н.
Леонтьева о том, что внешняя предметная деятельность определяет сознание.
По мнению М.И.
Лисиной, именно взрослый является основанием сознания ребенка и дает ему специфически человеческий способ жизни.

М.И.
Лисина отмечает, что в процессе общения происходит осознание себя и другого, формируется образ человека, который включает в себя целостный аффективно-когнитивный комплекс, где аффективная часть связана с оценкой, а когнитивная с представлением о себе и о другом.
Данное положение подтверждается в работах Л.С.
Выготского, который считал, что результатом коммуникативной деятельности является отношение другого (и к другому).

Важно отметить, что в процессе общения происходит осознание себя через другого на основе личностно-ориентированной обращенности этого
[стр. 46]

46 Основываясь на теоретических положениях Л.С.
Выготского, она показала, что главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым, в процессе которого создается «зона ближайшего развития», где на основе сотрудничества ребенок реализует свои потенциальные возможности, формируется внутренний план действий посредством механизма интериоризации.
На современном этапе исследования Н.Н.
Авдеевой, А.В.

Болбочану, Т.А.
Землянухиной, Г.И.
Капчеля, С.Ю.
Мещеряковой, А.И.
Сорокиной, Е.О.
Смирновой также показали, что общение есть мощный источник развития эмоциональной сферы, познавательной активности, произвольности и волевой сферы, самооценки и самосознания детей дошкольного возраста.
Как уже отмечалось, концепция М.И.
Лисиной построена на основе деятельностного и культурно-исторического подходов.
Рассмотрим первый из них.
В концепции А.Н.
Леонтьева все структурные компоненты деятельности являются внутренними, имманентными свойствами сознания самого субъекта.
Роль взрослому в структуре деятельности отведена лишь как внешнему фактору, который организует индивидуальную деятельность ребенка.
Однако уже Л.С.
Выготский видел общение со взрослым первичным по отношению к любой индивидуальной деятельности, т.к.
именно взрослый открывает ребенку предмет (его функцию, смысл, значение) и
дает психологические орудия овладения собой (знаки).
Опираясь на культурно-историческую концепцию, М.И.
Лисина утверждает, что потребность в общении определяется позицией взрослого по отношению к ребенку, который выделяет его личность и осуществляет с ним осмысленное общение.
Поэтому она опровергает положение выдвинутое в теории А.Н.
Леонтьева о том, что внешняя предметная деятельность определяет сознание.
По мнению М.И.
Лисиной, именно взрослый является основанием сознания ребенка и дает ему специфически человеческий способ жизни.


[стр.,47]

47 М.И.
Лисина отмечает, что в процессе общения происходит осознание себя и другого, формируется образ человека, который включает в себя целостный аффективно-когнитивный комплекс, где аффективная часть связана с оценкой, а когнитивная с представлением о себе и о другом.
Данное положение подтверждается в работах Л.С.
Выготского, который считал, что результатом коммуникативной деятельности является отношение другого (и к другому)
[39].
Важно отметить, что в процессе общения происходит осознание себя через другого на основе личностно-ориентированной обращенности этого
другого.
Отсюда вытекает первостепенная роль взрослого, внимание, эмоциональная включенность, индивидуальная адресованность которого повышают возможности ребенка, способствуют появлению новых интересов и способов действия [117].
В соответствии с теорией А.Н.
Леонтьева предмет деятельности становится её мотивом.
Однако М.И.
Лисина рассматривая человека как многогранную сущность, предположила, что мотивом общения являются качества других людей, во взаимодействие с которыми вступает индивид, и выделяет три вида мотивов коммуникативной деятельности деловые, познавательные и личностные.
Следовательно, продуктами деятельности общения является установление взаимоотношений, формирование образа другого человека и самого себя.
Зависимость взаимоотношений от содержания потребности в общении рассмотрена как в сфере общения со взрослыми (С.В.
Корницкая, А.Г.
Рузская и др.), так и со сверстниками (Е.О.
Смирнова, Р.И.
Терещук и др.).
Рассматривая проблемы онтогенеза общения, М.
И.
Лисина пишет, что «образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной практики: опыта индивидуальной деятельности и опыта общения» [117, с.123].
Поэтому в процессе взаимодействия ребенка и взрослого формируется ядро сознания и самосознания ребенка «общая самооценка», которая трактуется в её концепции как «ценностное отношение ребенка к себе» через особенности отношения значимых взрослых к ребенку.
Отсюда следует, что ре

[Back]