Проверяемый текст
Сорокина Виктория Владимировна. Процессуальная форма юридической деятельности в современной России: вопросы теории и практики (Диссертация 2009)
[стр. 106]

106 юридического процесса обязанностей, возложенных на него процессуальным законом, то есть процессуальное правонарушение1.
По признанному в науке походу, процессуальное правонарушение можно определить как нарушение установленной законом процедуры при рассмотрении и разрешении юридических дел как в юрисдикционном, так и в любом позитивном процессе.
Его характерной чертой является то, что процессуальное правонарушение в большинстве случаев совершается в форме бездействия (непредставление по требованию суда доказательств; уклонение от производства
экспертизы; неявка переводчика, свидетеля, эксперта в судебное заседание и так далее) и в отличие от материальных отраслей права процессуальное законодательство не содержит понятия вины и не подразделяет ее на формы.
При характеристике особенностей процессуальных норм, надо также отметить, что их качество обусловлено соблюдением правил законодательной техники, которые используются органами государства и должностными лицами в пределах своих полномочий2.
В
наибольшей мере предметная характеристика
юридического процесса проявляется в процессуальных правоотношениях, в которых видна специфика их содержания, особенности субъектов и объектов, юридических фактов.
Процессуальные правоотношения это стержень, исходная и определяющая составляющая процессуального производства.
Они «непосредственно выполняют своего рода техническую
функцию в механизме правового регулирования, в переводе нормативности права на 1 Подробнее об этом см., напр.: Погодина И.В., Попова З.В.
О понятии и составе процессуального правонарушения как основания применения процессуальной санкции // Правоведение.
2007.
№ 4.
С.
117-126.

2 О юридической технике подробнее см., напр.: Жинкин
С.А.
Законодательная техника в региональном правотворчестве.
Автореф.
дисс...
канд.
юрид.
наук.
Краснодар, 2000; Денисов И.И.
Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права.
2005.
№ 8.
С.
86-96; Херсонцев
А.И.
Дефекты правотворчества и качество законодательных актов
И Российский юридический журнал.
2007.
№ 1.
С.
89-94.
[стр. 73]

73 Безусловно, права А.А.
Павлушина, когда пишет, что в отечественной правовой системе, равно как и в правовых системах других государств, можно обнаружить некий комплекс мер, выявляемый путем вычитания из общей системы мер ответственности «очевидно» материально-правовых ее видов.
«Причем, это не разрозненные или «случайные» правовые явления, а пересекающиеся в своей взаимной связи независимо от «приписанности» той или иной отрасли права и позволяющие, на наш взгляд, с уверенностью признавать наличие самостоятельной процессуальной ответственности».
По ее мнению, проблема типологии юридической ответственности и место процессуальной ответственности в ней может быть решена, если она будет поставлена, наконец, в общей теории права следующим образом: есть ответственность материально-правовая и есть процессуально-правовая1 .
Представляется, что такой подход методологически грамотен, вполне обоснован, и его можно взять за основу построения и научного освоения теории процессуальной ответственности2 .
Заканчивая краткое изложение вопроса о процессуальной ответственности, заметим, что основанием для наступления процессуальной ответственности по общему правилу является неисполнение участником юридического процесса обязанностей, возложенных на него процессуальным законом, то есть процессуальное правонарушение3 .
С нашей точки зрения, процессуальное правонарушение можно определить как нарушение установленной законом процедуры при рассмотрении и разрешении юридических дел как в юрисдикционном, так и в любом позитивном процессе.
Его характерной чертой является то, что процессуальное правонарушение в большинстве случаев совершается в форме бездействия (непредставление по требованию суда доказательств; уклонение от производства
экс1 Павнуиаша Л.А, Теория юридическою процесса: итоги, проблемы, перспективы развития.
Самара, 2005: С.
393,399.
2 Одно замечание: исходя из широкого понимания юридического процесса, процессуальные меры ответственности могут наступать (применяться) не только в юрисдикционном, но и в позитивном правоприменении; они сводятся к неблагоприятным последствиям в случаях нарушения порядка осуществления права или реализации обязанности субъектом права.
3 Подробнее об этом см., напр.: Погодина ИЗ., Попова З.В.
О понятии и составе процессуального правонарушения как основания применения процессуальной санкции // Правоведение.
2007.
№ 4.
С.
117-126.


[стр.,74]

74 пертизы; неявка переводчика, свидетеля, эксперта в судебное заседание и так далее) и в отличие от материальных отраслей права процессуальное законодательство не содержит понятия вины и не подразделяет ее на формы.
Так, в ГПК РФ и в АПК РФ1 фактически установлена презумпция вины правонарушителя: пропуск процессуальных сроков на подачу апелляционной или кассационной жалобы предполагается совершенным по неуважительной причине (если лицо не докажет обратное).
Не имеют также значения для характеристики субъективной стороны процессуального правонарушения цели и мотивы его совершения.
Заканчивая характеристику особенностей процессуальных норм, отметим, что их качество обусловлено соблюдением правил законодательной техники, которые используются органами государства и должностными лицами в пределах своих полномочий2 .
В
итоге приходим к выводу о важной роли и необходимости совершенствования юридической процессуальной формы, под которой следует понимать внешнее выражение всех разновидностей юридической деятельности (юридического процесса в целом), осуществляемой в соответствии с требованиями норм процессуального права в рамках прог^ессуапъных производств и процессуальных стадий, в соответствующем процессуальном режиме, направленной на достижение позитивного материально-правового результата и решение социально-значимых задач.
Сегодня актуальность углубленного изучения свойств процессуальной формы возрастает, поскольку современный этап развития общества обусловливает процедурно-процессуальную регламентацию все больших сфер государственной деятельности.
Отсюда и необходимость использования этих свойств, с одной стороны, для совершенствования структуры и порядка взаимодействия 1 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 г.
№ 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
2002.
№ 30.
Ст.
3012.
2 О юридической технике подробнее см., напр.: Жинкин
СЛ.
Законодательная техника в региональном правотворчестве.
Автореф.
дисс...
канд.
юрид.
наук.
Краснодар, 2000; ДенисовИ.И.
Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права.
2005.
№ 8.
С.
86-96; Херсонцев
AM.
Дефекты правотворчества и качество законодательных актов // Российский юридический журнал.
2007.
№ 1.
С.
89-94.


[стр.,79]

79 Кроме того, необходимо учитывать функциональные свойства процессуальных производств, что позволит предложить унифицированные критерии для объединения в один комплекс однородных процессуальных образований.
Так, правоприменительные производства целесообразно вначале группировать по функциональному признаку: правонаделительные (учредительный процесс), правоохранительные (контрольный и надзорный процессы), юрисдикционные (уголовный, гражданский процессы), а затем — по характеру разбирательства конкретных юридических дел (гражданских, уголовных, об административных правонарушениях и т.д.).
Подчеркнем, что разделение юридического процесса на соответствующие процессуальные производства отражает объективную потребность общественного разделения труда и профессиональной специализации различного рода уполномоченных субъектов, позволяет четко установить место каждого вида юридической деятельности в механизме правового регулирования.
Анализ процессуального законодательства, закрепляющего в качества компонентов юридического процесса процессуальные производства, а также учет приведенных (и других) точек зрения, высказанных в юридической науке, дают основания для такого суждения: в состав процессуального производства входят органически тесно связанные и взаимообусловленные процессуальноправовые отношения, процессуальное доказывание и процессуальные актыдокументы.
Представляется, что именно такой структурный состав процессуального производства позволяет показать предметную характеристику как юридического процесса в целом, так и всех его разновидностей (правотворческого, правоприменительного, учредительного, контрольного и т.д.).
В наибольшей мере предметная характеристика
процесса проявляется в процессуальных правоотношениях, в когорых видна специфика их содержания, особенности субъектов и объектов, юридических фактов.
Процессуальные правоотношения — это стержень, исходная и определяющая составляющая процессуального производства.
Они «непосредственно выполняют своего рода техни

[Back]